Вернуться в Diabet-News  
главная
редакция
анонс
содержание
e-mail
  Диановости | Электронная версия | 2003 год

Рубрики:

ТЕМА НОМЕРА

ЭХО СКАНДАЛА
"Я - не я, и хата не- моя"

ДИАСМАК

ДИАФОРУМ

ДИАФАРМА

ДИАПРЕМЬЕРА

ДИАЛОГ

ДИАПОЧТА

ДИАМАМА

ДИАГРАНЬ

ДИАВЗГЛЯД

ДИАРАКУРС

ДИАКЛУБ

ЮВЕНИЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ

 

 
июнь, 2003

ЮВЕНИЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ

ТРУДНЫЙ РЕБЕНОК

Гость нашей кают-компании - Олег Мотовилин, ведущий научный сотрудник ЭНЦ РАМН, кандидат психологических наук, консультирующий детей и их родителей в Эндокринологическом научном центре. Нашу беседу мы начали с психологических проблем, которые встречаются у матросов младшего возраста – до периода полового созревания.

- Можно говорить о нескольких главных проблемах у детей в возрасте до 12 лет. В первую очередь это взаимоотношения детей и родителей. Многое зависит от того, как относится к ребенку с СД его мама. И проблема, которая здесь чаще всего возникает – это гипер(сверх)-опека. С одной стороны, маму можно понять: она боится за жизнь ребенка и пытается оградить его от опасностей. Но под категорию опасностей попадает почти все – не только окружающий мир, но даже порой и внутренний мир самого ребенка. Гиперопека приводит к тому, что ребенок не имеет возможности развивать в себе навыки самоконтроля. А ведь мы знаем, что диабет – это нормальный образ жизни только тогда, когда человек должны образом себя контролирует. Ситуация же складывается так, что все в жизни ребенка с СД контролирует мама, включая его общение с людьми и даже обучение (как бы не переутомился). Когда ребенок здоров, мамин контроль постепенно отходит на второй план, ребенок все больше берет на себя, учится взаимодействовать с внешним миром, сам решать возникающие проблемы. Если у ребенка диабет, этого зачастую не происходит, и ребенок задерживается в развитии.
- Как это отражается на его здоровье?
- В итоге он не умеет и не пытается сам считать углеводы, делать инъекции, измерять сахар крови. Из тех детей, с которыми мне приходилось беседовать, лишь 20 – 30% умеют делать это все самостоятельно, остальные даже не пытаются этому научиться. Другое последствие гиперопеки – низкий эмоциональный самоконтроль. Это означает, что ребенок не учится контролировать свои эмоции – в результате его чаще поражают стрессы. И еще одно последствие. Гиперопека ограничивает двигательную и познавательную активность ребенка (часто дети с СД – домоседы поневоле) – ребенок задерживается в психическом развитии, не получая должного объема информации из внешнего мира. У него так же могут слишком медленно развиваться память, интеллект, внимание. Бывает, что ребенку трудно концентрироваться на обучении.
- Не могли бы Вы привести конкретные примеры этих последствий гиперопеки?
- Возьмем самое простое: мама по какой-то причине не смогла вовремя попасть домой, чтобы измерить своему 10-летнему ребенку сахар крови и сделать инъекцию перед обедом. Сахар крови мальчик не проверил (он не умеет, не хочет или это не пришло ему в голову), а решил, пока мамы нет, пообедать сладостями. Он, правда, сделал укол инсулина, но не знал, какая нужна доза (не сумел подсчитать ХЕ). Вскоре после этого он почувствовал себя плохо, опять не измерил сахар крови и наугад подколол еще инсулина. Когда мама к вечеру добралась до дома, ребенок уже чувствовал себя совсем плохо. А причина декомпенсации лишь в том, что за него всегда все делала мама, только подкалывать инсулин он умел сам, также под руководством мамы.
Примеров сниженного эмоционального контроля можно привести множество. Они выражаются в конфликтах с окружающими, неумении сдержаться в нужный момент. С другой стороны, такие дети очень болезненно переживают мелкие жизненные проблемы, к которым более эмоционально-устойчивые дети относятся спокойно. Ребенок с низким эмоциональным контролем приходит в панику и отчаяние от любой неудачи, его самооценка сразу падает - тогда как ребенок с высоким контролем просто сделает еще одну попытку. Задержка познавательного развития может проявляться не только в психологических особенностях ребенка, но и отражаться на его физическом здоровье. Есть в психологии такой термин, как аликсетемия – это особенность личности, которая предрасполагает к развитию психосоматических заболеваний (к ним относятся и диабет, и другие эндокринные нарушения, и язва, и сердечно-сосудистые болезни). Люди с аликсетемией предрасположены к этим заболеваниям более других. Возникновение этой психологической особенности тесно связано с гиперопекой, с ограничениями в жизни ребенка. Ребенок с аликсетемией с большим трудом может осознать то, что с ним происходит, не пытается осмыслить, в чем причина его ощущений. Например, к нам поступает ребенок, который ничего не может рассказать о своем состоянии, на вопрос «как ты себя чувствуешь?» отвечает «не знаю». Из-за задержки эмоционального развития у него внутри пустота, он примитивен в своих суждениях, у него пустой взгляд. Такие дети очень восприимчивы к болезням, подвержены ситуативным стрессам, кроме диабета у них могут в дальнейшем возникнуть и другие болезни. В будущем такому ребенку придется тяжело: он не сможет найти общий язык с другими людьми – ведь тот, кто не понимает себя, не умеет размышлять, тот не поймет и другого человека.
Последствием гиперопеки может быть и астения (истощение). Она развивается у детей, которые ограничены в жизнедеятельности: в физической нагрузке, в общении с ровесниками. Они ослаблены и не готовы к тому, чтобы справиться с жизненными трудностями.
- А почему у некоторых детей с СД возникает стремление использовать свое заболевание как инструмент давления на взрослых?
- Страх за ребенка может привести к тому, что родители чрезмерно концентрируются на нем, предъявляя к нему минимум требований и делая все, чтобы ему угодить. С другой стороны, это скорее не настоящая любовь к ребенку, а попытка «откупиться» от него, не вникая глубоко в его проблемы, ограждая себя от трудностей. Попав в такие условия, дети растут эгоцентристами и относятся к людям как к объектам, с помощью которых можно добиться «жизненных благ». Когда родители спохватываются, нередко бывает уже поздно. Вот, например, не так давно у нас лежала девочка 7 лет, которая выпила целый пузырек витаминов. Конечно, ей было плохо, она привлекла к себе внимание врачей, напугала родителей. В беседе с ней выяснилось, что в последнее время мама этой девочки стала уделять ей меньше внимания, и в больницу отправила ее с бабушкой, будучи занята чем-то другим. Девочка решила таким образом заставить маму переживать за нее и проводить с ней больше времени. Дети с диабетом могут нарочно есть сладости перед измерением сахара крови, чтобы напугать родителей высокими цифрами сахара крови, вызвать жалость к себе…
- Но с помощью диабета можно не только добиваться «материальных благ», но и влиять на эмоции родителей, ведь от этих эмоций дети очень зависят…
- Да, и вот один из примеров, когда дети стараются «успокоить» родителей, заставить их быть довольными, радостными. Мальчик 11 лет поехал вместе с папой к травнику, который обещал излечить ребенка от диабета. Папа не стал брать с собой инсулин, чтобы лечиться только травами. Но мальчик, понимая, какое разочарование ожидает папу, и желая избавить себя от этой неприятности, потихоньку взял с собой шприц-ручку и во время «лечения» подкалывал инсулин. У него были хорошие «сахара», и папа радовался тому, что лечение травами помогает без инсулина… Этот мальчик сознательно манипулировал чувствами папы, но бывает и неосознанная манипуляция. Например, сахар крови может «скакать» в результате сильного желания ребенка не ходить в школу: лабильный организм может реагировать таким образом на эмоциональное состояние.
- Получается, что все психологические проблемы ребенка с диабетом возникают в результате неправильного отношения к нему родителей?
- Для детей младшего возраста это ключевая причина. Но, конечно, есть еще и отношения с ровесниками. Детские коллективы могут быть очень жестокими. Нередко ребенок, который чем-то отличается от остальных, становится изгоем. Если он к тому же не дружит с лидерами коллектива или отличается еще чем-то, кроме диабета (например, носит очки или не очень общителен, или педагог делает ему поблажки из-за диабета), то вероятность того, что многие в классе или в группе будут относиться к нему агрессивно, очень высока. Мне известен пример, когда это произошло даже в детском саду: кто-то сказал детям о том, что у девочки из их группы диабет, и ее круг общения разорвался. Ее стали дразнить, обижать. Девочка жаловалась родителям, и они сами видели, что происходит, и решили забрать ее из детского сада. Они поступили правильно – иначе у ребенка могла быть серьезная психическая травма. Вскоре она пошла в школу, и там у нее сложились более благоприятные отношения. Видя это, родители не стали делать тайну из ее диабета, и дети в классе отнеслись к этому спокойно.
- Что бы Вы посоветовали делать родителям, когда ребенок страдает от отношения к нему детского коллектива? Переводить его в другую школу?
- Многое в такой ситуации зависит от руководителя коллектива. Если это грамотный педагог, он может гасить конфликты в классе – например, воздействуя на детского лидера, принижая его авторитет – ведь чаще всего агрессия по отношению к ребенку с диабетом начинается с лидера в классе – а все остальные ведут себя так же, как он. К сожалению, чаще учителя предпочитают не вмешиваться или просто не умеют делать это правильно. В таких ситуациях способ решения проблемы зависит от характера ребенка. Если он эмоционально-устойчив, можно попытаться повлиять на отношения в коллективе – например, поговорить с лидером, который провоцирует всех (в крайнем случае, даже припугнуть его), или с друзьями ребенка (попросить их о помощи, сделать союзниками). Но, если ребенок очень чувствителен, то лучше перевести его в другой коллектив.
- Какие еще проблемы могут возникнуть у ребенка в общении с ровесниками?
- 30-40% детей с диабетом в подростковом возрасте заявляют, что у них нет друзей. Но эта проблема зарождается раньше, потому что ребенок с диабетом часто имеет слишком маленький круг общения (родители ограждают его от контактов или он сам отстраняется от общения, чтобы, например, не быть вынужденным рассказывать кому-то о необходимости делать уколы). К подростковому возрасту, когда обычно у детей складываются прочные дружеские отношения с несколькими ровесниками, вокруг такого ребенка может оказаться пустота. А в дальнейшем она усугубляется и комплексом неполноценности, который развивается у многих подростков с СД.
- Как Вы работаете с детьми, у которых есть психологические проблемы?
- Эта работа начинается с беседы с ребенком. А когда выявляются его проблемы, я разговариваю с его родителями. Не все, конечно, понимают, что причина неадекватного поведения ребенка - в их отношении к нему. А многие понимают, но им трудно переломить себя, начать относиться к ребенку по-другому. И ребенку нередко бывает сложно привыкнуть к новым отношениям: он будет стремиться сохранить привычные стереотипы поведения. Но изменять отношения между родителями и ребенком необходимо – ведь они влияют не только на его психику, но и на компенсацию диабета.


В следующих выпусках “ЮК” мы поговорим о психологических проблемах людей подросткового и молодого возраста. Если у вас есть вопросы по этой теме – пишите или звоните в редакцию.

[печатать] [наверх]
Дизайн-студия "Арт-Бизнес-Центр"

© ЗАО "Арт-Бизнес-Центр" 2000-03. Все права защищены. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Диабет-Новости™, ДиаМир™, ДиаНовости™, Арт-Бизнес-Центр™ - зарегистрированные торговые марки.