Вернуться в Diabet-News  
главная
редакция
анонс
содержание
e-mail
 

Рубрики:

ТЕМА НОМЕРА

Не сдаваться в борьбе, верить в победу!

ДИАПАНОРАМА

ДИАРАКУРС

ДИАГРАНЬ

ДИАФИРМА

ДИАПРЕМЬЕРА

ДИАГНОЗ

ЮВЕНИЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ

СПЕЦВЫПУСК

ДИАПРОГНОЗ

ДИАФОРУМ

ДИАКЛАСС

ДИАМАМА

ДИАЭКСПЕРТИЗА

ДИАСМАК

ДИАСЕМЬЯ

ДИАКЛУБ

 
ОКТЯБРЬ, 2003

ДИАФИРМА

КАК ЗАВИСЕТЬ ОТ СВОИХ ПЛАНОВ, А НЕ ОТ «ПЛАНОВ» ДИАБЕТА

В «ДН» №7-2003 мы рассказывали о группе пациентов, которые под наблюдением к.м.н.,
доцента Л.В. Недосуговой проходили испытания Лантуса в 67-й московской больнице. Сегодня мы представляем вниманию читателей более подробный рассказ о переходе на новый инсулиновый аналог продленного действия 24-летнего Алексея Пичугина с СД 1 типа.

Мое первое знакомство с диабетом состоялось в 1986 году, когда я в прекоматозном состоянии с гликемией 28 ммоль/л был доставлен в Центральную районную больницу Серпухова, где жила тогда наша семья. Стеклянный шприц как символ некоей социальной неполноценности и неясность перспектив в будущем (последнего я пока не понимал - мне было тогда 6 лет, зато понимали мои родители) – все это означало новую жизненную веху. Конечно, мы знали, что с диабетом живут миллионы людей и что ранее инсулина не существовало вовсе, но могло ли это успокоить нас?

И все же я считаю, мне повезло: я живу в том периоде, когда происходят поистине революционные изменения в диабетологии. Появились высокоточные и удобные средства экспресс-анализа глюкозы в крови и плазме, принципиально изменились взгляды на диету при СД I типа, стало нормой использовать для инъекций одноразовые шприцы и удобные точные надежные шприц-ручки, появились генно-инженерные инсулины, а теперь и инсулиновые аналоги, разработаны современные режимы и схемы интенсивной инсулинотерапии, которые при строгом контроле заметно улучшают качество жизни, делают ее более свободной, насыщенной.
Скажу без преувеличения – именно стремление к нормальной компенсации диабета позволило мне в дальнейшем поступить в медицинский вуз в Москве и затем успешно его закончить.

МОИ ПРЕЖНИЕ ТРУДНОСТИ
Естественно, не так просто добиваться оптимальных показателей гликемии, самостоятельно регулируя процессы углеводного обмена вместо поджелудочной железы, которая в норме регулярно проводит определение сахара крови и способна гибко изменять количество выделяемого инсулина. И если точно смоделировать болюсную, или пищевую, секрецию при помощи инсулинов короткого и ультракороткого действия (зная количество съедаемых хлебных единиц) достаточно реально, то обеспечить базальный уровень инсулина было для меня весьма проблематично.
Применение инсулинов продленного действия, которые имеют ‘’пики’’ (большая часть дозы попадает в кровь в этот период) и ‘’долины’’, нередко приводило к гипогликемиям в период между 2-5 часами ночи, а утром, натощак, в 7-8 часов наблюдалась гипергликемия вследствие феномена ‘’утренней зари’’.
Такие достаточно резкие колебания уровня глюкозы в крови, как известно, неблагоприятно сказываются на состоянии микро- и макрососудов, особенно учитывая уже проведенную мне лазерокоагуляцию сетчатки глаза.
Проблема, связанная с появлением ‘’дневного пика’’ в 11 -14 часов от введения базального инсулина утром (к тому же время совпадало с периодом моей наибольшей физической активности), хотя и решалась проще - либо потреблением лишних двух-трех хлебных единиц, либо уменьшением обеденной дозы ‘’короткого’’ инсулина на 3-4 ЕД, но тоже приносила определенные неудобства.

Задача по достижению оптимальной компенсации в дневное время также несколько усложнялась моим лабильным характером течения СД. Например, установлено, что прием одной лишней хлебной единицы повышает уровень глюкозы крови минимум на 5-6 ммоль/л. В то же время передозировки инсулина или излишняя физическая нагрузка приводят к резкому снижению сахара в крови (например, за полчаса активного движения – с 8 до 3 ммоль/л).
Хотелось иметь препарат инсулина, который действовал бы в течение суток, у которого либо отсутствовали ‘’пики’’, либо (еще лучше) существовал бы небольшой пик , позволяющий нивелировать гипергликемию в утренние часы, – и это действительно помогло бы максимально повторить секрецию инсулина здоровой поджелудочной железой в спокойном состоянии.

НАКАНУНЕ ИСПЫТАНИЯ
Основные надежды я связывал с развитием биотехнологии, помня о том, что на основе инсулина короткого действия созданы его аналоги — инсулин лизпро (Хумалог) и инсулин аспарт (НовоРапид), обладающие иной фармакокинетикой, нежели естественные. И я был счастлив, когда узнал, что мои ожидания так быстро оправдались. Речь идет о появлении первого беспикового аналога инсулина 24-часового действия – Лантусе, и мне довелось одним из первых российских пациентов испытать его.

Дело было так. Однажды я обратился за консультацией на кафедру эндокринологии Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, где познакомился с профессором А.М. Мкртумяном и доктором Л.В. Недосуговой. Они и предложили мне принять участие в испытании нового инсулинового аналога. Узнав характеристики Лантуса, я быстро согласился.

Хочу напомнить читателям, что его получают с помощью ДНК-рекомбинантной технологии. Препарат представляет собой кислый прозрачный раствор, заключенный в Пенфилл. После инъекции в подкожную клетчатку (pH=7,4) кислый раствор нейтрализуется, что приводит к образованию комплексов молекул, от которых постепенно высвобождается и поступает в кровь небольшое количество инсулина, обеспечивая предсказуемую, плавную кривую «концентрация-время’’ и 24-часовую продолжительность действия. Препарат вводится один раз в сутки перед сном или утром. Побочные реакции (липодистрофия, покраснение, боль, зуд, крапивница, отек, воспаление) в месте введения встречаются крайне редко и разрешаются достаточно быстро.
Надо сказать, что перед испытанием Лантуса я чувствовал себя не лучшим образом: показатель гликозилированного гемоглобина (HbA1c) составлял у меня 8,5%. Мои дозы Протафана были максимально ‘’отрегулированы’’: 12 ЕД утром и 10 - перед сном. При этом показатели ночной гликемии были примерно таковы: в 23 часа – 9,2, в 3 часа – 6,0, в 6 часов – 12,2 ммоль/л (+2 ЕД Актрапида), в 8 часов – 16,8 ммоль/л.
Естественно, от таких показателей я мечтал избавиться.

КАК Я ШЕЛ К КОМПЕНСАЦИИ
Итак, летом 2002 года я приступил к испытанию. Первая инъекция Лантуса (для этого необходимо иметь шприц-ручку ОптиПен или одноразовые шприцы U - 100) была сделана мною в 23.30. Чтобы избежать гипогликемию, мы с врачом подобрали дозу 16 ЕД, то есть на 20 – 30% меньше, чем суммарная доза Протафана. И сразу проявились преимущества препарата. Лантус действовал крайне мягко и аккуратно. Мои показатели в 23.30 – 8,7, в 3 часа – 10,2, в 6 часов – 8,7, в 8 часов – 6,7 ммоль/л. Не было никаких перепадов уровня глюкозы в ночное время, ликвидированы последствия феномена ‘’утренней зари’’! Сравните с предыдущими показателями!

Поскольку вечером ощущалась некоторая нехватка базального инсулина, впоследствии доза Лантуса была увеличена нами до 20 ЕД. Содержание сахара в крови перед сном я старался оставлять на уровне 7-9 ммоль/л, опасаясь ночных гипогликемий. Но они не возникали: в 3 часа утра – у меня было от 5 до 8 ммоль/л. Тенденции к гипогликемии стали заметны к 7 часам утра. Но в целом уже за первый месяц приема Лантуса у меня были достигнуты приличные результаты. Дневные гипогликемии не отмечались вовсе.
В ходе исследования Лантуса показатели гликемии, к которым мы с доктором Недосуговой решили стремиться,равнялись натощак не ниже 4,4 ммоль/л и не выше 6,7 ммоль/л, ночью – не ниже 3,6 ммоль/л, в течение дня, не допуская гипогликемий, - менее 2,8 ммоль/л.
Лично мне не всегда удавалось постоянно достигать подобных результатов. Утром у меня «сахара» обычно были в норме, но отмечались и гипогликемии (2,7 ммоль/л) и гипергликемии (11,3 ммоль/л). Как выяснила позже Людмила Викторовна, одной из причин нестабильных показателей гликемии натощак стало недостаточное у меня потребление углеводов с пищей – до своей суточной нормы (20 ХЕ) я не дотягивал. Устранил причину – и утренние ‘’сахара’’ стали намного стабильнее. Компенсация выглядела почти идеальной.

ПРЕИМУЩЕСТВА ОЧЕВИДНЫ
Справедливости ради, следует отметить, что данная часть исследования проходила летом, когда я завершил учебу в медакадемии, жил неспешно, имея возможность тщательно контролировать уровень глюкозы крови, регулировать физическую активность и потребление углеводов с пищей. В сентябре я поступил в интернатуру ММА и дальше жил по достаточно жесткому графику. Порой случалось, что не хватало времени пообедать. Да и как говорится в одной латинской пословице: ‘’Satur venter non studet libentur’’ – «Сытое брюхо к учению глухо». Вместе с тем значительно увеличилась моя двигательная активность.

Немудрено, что у меня стали чаще отмечаться низкие и высокие значения гликемии, которые я вовсе не ожидал. Значение показателя HbA1c через 24 недели после начала испытания составило 7,7%. Пришлось усилить самоконтроль. Преимущества Лантуса перед предыдущими видами базального инсулина были для меня очевидны:
• показатели сахара крови в течение дня стали более стабильными, особенно в период с 23-х часов до 7 часов;
• исчезли ночные гипогликемии;
• значительно снизилось число дневных гипогликемий (появление вызвано чисто субъективными причинами);
• практически ликвидированы последствия феномена ‘’утренней зари ‘’, связанные с повышением сахара крови натощак;
• наконец, всего одна инъекция базального инсулина в сутки.
Очевидно, что при использовании Лантуса уровень компенсации более чем на 99% зависит от степени самоконтроля.

В данный момент я уже закончил учебу в интернатуре академии и работаю медицинским представителем в сети специалированных медицинских магазинов компании «Пеликанъ», которая предоставляет товары и услуги людям, страдающим диабетом. Свободного времени остается не так-то много. Но я выбираюсь в театры, особенно люблю мастерскую Петра Фоменко. Стараюсь не пропускать футбольные матчи с участием московского «Локомотива» и сборной России. «Болеть» за любимую команду я могу себе позволить, так как показатели гликемии у меня стабильны.

Усилив самоконтроль, я добился снижения HbA1c до значения 5,1%. Для меня это огромный успех! Знаю, удержать такой показатель трудно, может, и рискованно – предвестники гипогликемии могут становиться менее выраженными или отсутствовать вовсе. Однако полученные результаты внушают обоснованный оптимизм.
Может, это покажется несколько неэтичным (ведь в некоторых регионах трудно получить даже обычный качественный инсулин), но со всей уверенностью заявляю: с помощью Лантуса ,а также инсулинов ультракороткого действия, при правильном подсчете хлебных единиц, контроле уровня глюкозы крови с помощью глюкометров или хотя бы визуальных тест-полосок, при регулировании физической нагрузки человеку с СД I типа можно добиться адекватной компенсации.
А значит - строить жизнь, которая зависит от наших планов, а не от ‘’планов’’ диабета.




[печатать] [наверх]
Дизайн-студия "Арт-Бизнес-Центр"

© ЗАО "Арт-Бизнес-Центр" 2000-03. Все права защищены. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Диабет-Новости™, ДиаМир™, ДиаНовости™, Арт-Бизнес-Центр™ - зарегистрированные торговые марки.