Вернуться в Diabet-News  
главная
редакция
анонс
содержание
e-mail
 

Рубрики:

ТЕМА НОМЕРА

БОЛЬШОЙ СМОТР СТОЛИЧНОЙ ЭНДОКРИНОЛОГИИ

ДИАПАНОРАМА

ДИАФИРМА

ДИАЛОГ

ДИАГНОЗ

ДИАГРАНЬ

ДИАРАКУРС

ДИАКЛАСС

ДИАСПОРТ

ДИАДАТА

ДИАСАЙТ

ДИАКЛУБ

март, 2006

ДИАЛОГ

"Я ТАК ЛЮБЛЮ ИХ ВСЕХ — НАШИХ ДЕТЕЙ…"

В феврале в Москве прошел Х Kонгресс Педиатров России. По традиции на нем состоялось подведение итогов и награждение победителей конкурса "Детский врач года". Среди лауреатов — Татьяна Борисовна Квашнина-Самарина, главный детский эндокринолог Западного административного округа Москвы, заведующая окружным детским эндокринологическим отделением с яркой формулировкой: "…применяет передовые технологии диагностики и лечения эндокринологической патологии у детей". А в Благодарности, подписанной руководителем Комитета по охране здоровья Государственной думы РФ Т.В.Яковлевой, отмечаются ее высокий профессионализм, многолетняя творческая работа и большой личный вклад в охрану здоровья детей.

- Я так люблю их всех — наших детей, — улыбается Татьяна Борисовна, — занимаюсь ими уже четверть века, а в эндокринологии — более 30 лет…
… Она мечтала о таком центре, где дети с эндокринными заболеваниями могли бы на амбулаторном уровне постоянно проходить обследование и лечение новейшими технологиями. Эту идею поддержали Управление здравоохранения ЗАО, главный эндокринолог Москвы, профессор М.Б.Анциферов. И вот три года назад детское окружное отделение открылось на базе городской детской поликлиники №131, став "первой ласточкой" в создании подобного звена специализированной медицинской помощи населению.

НЕМНОГО СТАТИСТИКИ

Подводя некоторые итоги, можно назвать следующие цифры:
за три года работы в отделении зафиксировано свыше 46 тысяч посещений больных; 780 детей получили полное клинико-диагностическое обследование в дневном стационаре; методами экспресс-диагностики сделаны тысячи анализов; через "школы диабета" прошли 600 юных учеников; в тиреокабинете проведено 7450 ультразвуковых исследований щитовидной железы; в ходе диспансеризации осмотрены 7200 детей, причем, почти у каждого третьего выявлена эндокринная патология…
Примечательно, что дети с эндокринными заболеваниями, проживающие в ЗАО, наблюдаются, помимо окружного отделения, еще в двух поликлиниках. И если сравнить, например, средний уровень гликированного гемоглобина у детей с СД по округу, то он составляет 7,6%, а у доктора Квашниной-Самариной очень большое количество детей имеют этот показатель в диапазоне от 6 до 7 %.
И все же дело не только в статистике. Очень важно, что теперь у больных детей и их родителей есть на западе столицы свой "второй дом", где им всегда рады, всегда помогут. И эту удивительную атмосферу доброты, взаимопонимания и вместе с тем ответственного подхода к управлению болезнью создают "хозяйка" отделения и работающие в нем врачи-эндокринологи. ("Вот только нужно врачей не трое, — сетует она, — а побольше!")

КАК ДЕРЖАТЬ СД "В УЗДЕ"

- Расскажите, пожалуйста, Татьяна Борисовна, о Вашем опыте в использовании передовых технологий.
- Когда я узнала, что в России появился аппарат CGMS, или система постоянного мониторирования глюкозы крови, то сразу поняла, что он просто необходим для наших амбулаторных условий. Представьте себе: после установки пациенту аппарата и его активации, каждые 10 секунд идет считывание данных сенсора, который находится подкожно, и полученный усредненный показатель за каждые 5 минут записывается в памяти монитора, то есть в течение суток — 288 раз! Запись идет в течение трех дней подряд — итого 864 показателя!
Полученные данные позволяют выявить определенные тенденции в суточных перепадах, разброс колебаний "сахаров", отметить все состояния гипо- и гипергликемий, к тому же выявить их причины, увидеть скрытые зоны, а затем точно откорректировать дозу инсулина, режим жизни, то есть существенно улучшить метаболический контроль у детей, страдающих СД типа 1.
К нашей заявке на этот прибор начальник Управления здравоохранения ЗАО Л.И. Мусатов отнесся с полным вниманием, и в апреле 2005 года прибор появился в отделении. Сейчас уже 34 детям с СД типа 1 (в возрасте от 6 до 16 лет) в условиях дневного стационара проведено 3-х дневное мониторирование уровня глюкозы с последующей коррекцией схемы лечения.

- Каким пациентам, в первую очередь, вы проводите мониторирование?
- Наиболее "проблемным" детям и подросткам, с длительной декомпенсацией и лабильным течением диабета. Многие из них уже не раз побывали в детских больницах, но, так сказать, прорыв в их лечении все не наступал. Первой девочкой, опробовавшей у нас аппарат CGMS, была 15-летняя Настя Трусова, которая болеет диабетом в тяжелой форме с полутора лет.
Когда мы сняли результаты ее теста и распечатали их, то обнаружили скрытые гипогликемии, ночные и вечерние, которые девочка не ощущала. Например, даже после ужина, на спокойной вечерней прогулке, она умудрялась "прогиповать" и, возвратившись домой, измеряла уровень глюкозы уже на подъеме. После этого мы, конечно, сделали ей коррекцию доз инсулина — уменьшили дозу пролонгированного Лантуса, также "короткого" Хумалога, а вскоре последний вообще заменили на НовоРапид, который более полого снижает сахар крови. И эта схема лечения помогла! Если раньше гликированный гемоглобин у Насти составлял 9-10%, то сейчас он равен 6,5%.
Другой пример — 15-летняя Света Матюхина, болеющая с 4 лет и имеющая весьма лабильное течение СД. Мониторирование также выявило у нее скрытые гипогликемии. В итоге мы решили перевести девочку на Лантус и рассчитали оптимальную для нее дозу инсулинового аналога, а также "короткого" инсулина с учетом показаний 3-х дневного мониторирования. И снова HbA1c у нашей пациентки пошел на снижение — с 11% до нынешнего показателя — 7,8%...
Сейчас мы собираемся интенсифицировать наш график тестирования детей и подростков с помощью аппарата CGMS.

НА ПОМПЕ — НИ ОДНОГО ОТКАЗА!

- Безусловно, к супертехнологии можно отнести использование инсулиновой помпы (дозатора). Вы перевели на помповую инсулинотерапию уже 14 детей, в том числе 10 — за последние полгода. И это при том, что в целом по стране юных пользователей насчитывается пока около 90…
- Сейчас готовим к установке на помпу 15-ого ребенка. Это действительно наиболее удобный, физиологичный и современный метод введения инсулина, и потому мы считаем его одним из приоритетов в работе отделения. Могу сказать по нашему опыту: те, кто попробовал пользоваться инсулиновой помпой, возвращаться к шприцам уже не хотят. Хотя и нельзя забывать: ее использование требует регулярного контроля гликемии и обучения.

- Наверное, если бы не высокая цена инсулиновой помпы и расходных материалов к ней, пользователей было бы больше…
- Учитывая достижение на помпе стабильной компенсации, ее работу "на будущее" — в плане защиты от грозных осложнений диабета, можно заключить, что использование такой технологии гораздо более выгодно, чем это кажется, — дороже потом лечить осложнения! И люди сегодня начинают это понимать. Так, я бы не сказала, что помпы для своих чад приобретают очень обеспеченные родители, их покупают в основном люди среднего достатка. Конечно, хотелось бы, чтобы "расходники" были дешевле или обеспечивались по льготным спискам… Кстати, компания "Медтроник" предоставляет возможность взять инсулиновую помпу на месячный пробный период. И, повторяю, практически ни одного отказа у нас не было!

И ДИАКЛАСС, И "КРУГЛЫЕ СТОЛЫ"

- Как справляются юные пациенты с помпой?
- Некоторые и дети, и родители поначалу считают, что с помпой им ни о чем не надо будет думать. Нет, и к помпе нужна голова, и надо уметь считать. Конечно, мы в отделении проводим индивидуальное обучение — разбираем устройство прибора; изучаем два основных режима инсулинотерапии — базальный, имитирующий базовую секрецию инсулина, и болюсный, относящийся к пищевой секреции; рассчитываем индивидуальный коэффициент чувствительности к инсулину (насколько снижается уровень глюкозы крови в расчете на каждую введенную единицу инсулина), на конкретных примерах разъясняем расчеты потребности в инсулине.
Надо сказать, что детишки, особенно подростки, схватывают все моментально — намного быстрее, чем взрослые. Конечно, еще до перевода на помповую инсулинотерапию обязательно обучение в обычной "школе диабета". Конечно, если пациент обучен планированию питания и умеет определять количество углеводов (ХЕ) в суточном рационе, трудностей при использовании помпы не возникает.
Ребята, занимающиеся в спортивных секциях, ценят также возможный гибкий подход в изменении дозы инсулина перед, во время и после физической нагрузки; кто-то может даже отключить помпу на время занятий. Они умеют контролировать свои "сахара", и никаких гипогликемий у них нет.

- Есть ли какие-то обучающие материалы для работы с помпой?
- Вначале я набиралась опыта на семинарах компании "Медтроник", встречах с зарубежными специалистами. А сейчас Диабетологическим центром Департамента здравоохранения Москвы (руководитель — проф. М.Б.Анциферов, заведующая отделением обучения и лечения диабета О.М.Котешкова) при содействии той же компании разработаны для "школ диабета" специальные обучающие фрагменты, и мы ими с удовольствием пользуемся.
Есть у нас и такая форма работы, как "круглые столы", за которыми собирается человек десять. Когда, например, я обучаю маму и ее ребенка, как пользоваться инсулиновой помпой, то одновременно приглашаю других родителей с детьми — потенциальными пользователями этого прибора, которые всё слушают и смотрят. Ведь одно дело где-то узнать о новом методе, другое — убедиться в его преимуществах своими глазами. Иногда на наш "круглый стол" приходят еще и те, кто уже освоил помповую инсулинотерапию, и они охотно отвечают на многочисленные вопросы гостей…

ПО МНЕНИЮ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

- Интересны отзывы родителей о системе непрерывного подкожного введения инсулина…
- Родители отмечают, прежде всего, главный эффект — это устойчивую хорошую компенсацию углеводного обмена у своих детей. Разница в состоянии ребенка "до" и "после" — огромная! Приведу лишь такой пример. Скачущие "сахара", гликированный гемоглобин 10,8% у Тани Лозовской до установления помпы и стабильный фон гликемии, гликированный гемоглобин 8,5% у нее же спустя один месяц (мама девочки просила сделать этот тест, не дожидаясь прохождения обычно принятых трех месяцев).
Естественно, те наши пациенты, которые "носят" помпу, приходят к нам каждый месяц; если возникают какие-то проблемы — звонят; дважды в год, как и другие дети, проходят полное обследование в дневном стационаре. Сейчас мы собираемся провести им мониторирование на аппарате CGMS, чтоб подтвердить правильность выбранной терапии.

- А что говорят сами дети о помпе?
- В нашем "отряде" — дети разных возрастов, но больше это подростки от 14 до 16 лет. Все в один голос заявляют: это так здорово, мы не связаны теперь с инъекциями, изменилось качество жизни! Один мальчик, например, признался мне, что каждая инъекция для него, пусть даже не болезненная, была огромным внутренним напряжением (а в месяц, между прочим, их выходило 150!); сейчас же он спокоен, раскрепощен.
Для подростков с СД важно общаться со своими здоровыми сверстниками на вечеринке, дискотеке, в спортивном зале, как говорится, "на равных". И метод непрерывного подкожного введения инсулина предоставляет им такую возможность. Те, кто постарше, уже понимают: самое главное — уметь управлять своим диабетом, и помпа в этом — лучший помощник!

- Татьяна Борисовна, в заключение нашей беседы разрешите поздравить Вас от имени наших читателей с почетной наградой и выразить уверенность в том, что звание "Детский врач года" останется для Вас бессрочным, как бессрочны Ваша любовь к детям и приверженность ко всему новому в медицине.
- Большое спасибо, но эта награда не только мне, а и всему нашему отделению.

Беседу вела Ольга Трофимова


[печатать] [наверх]
Дизайн-студия "Арт-Бизнес-Центр"

© ЗАО "Арт-Бизнес-Центр" 2000-06. Все права защищены. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Диабет-Новости™, ДиаМир™, ДиаНовости™, Арт-Бизнес-Центр™ - зарегистрированные торговые марки.