ДИАРАКУРС
…ЖИВОЙ СТРАДАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК
Ежегодно встречи православных медиков в рамках Рождественских
чтений проводятся в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова
на Большой Пироговской. Там, где хорошо помнят слова выдающегося
хирурга, святителя Луки (Войно-Ясенецкого): "Для врача не должно
быть случая, а только живой страдающий человек…"
На секцию "Церковь и проблемы охраны здоровья народа"
собрались руководители и члены российских Обществ православных врачей,
священнослужители, педагоги, работники государственных структур,
представители православной общественности.
Сопредседатель секции, профессор ММА Александр Недоступ возглавляет
Московское общество православных врачей, которому в этом году исполняется
10 лет. Он рассказал о выпуске на кассетах и дисках уникальных записей
проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого), восстановленных в
ходе сложнейшей кропотливой работы. Одна из проповедей — о борьбе
с духами злобы поднебесными — ярко напоминает, что вся наша жизнь
проходит в непрестанной борьбе.
О необходимости выстоять в этой борьбе молодому поколению и всему
нашему обществу говорил, открывая работу секции, ее председатель,
архиепископ Тихвинский Константин, председатель Церковно-общественного
Совета по биомедицинской этике при Московской патриархии.
Выступления участников секции очерчивали широкий круг актуальных
вопросов. Это, например, клятва Гиппократа в христианском истолковании,
представленная профессором РГМУ Ириной Силуяновой, и формирование
биоэтического мышления у студентов медвузов, о чем говорила доцент
Вера Сабурова. Это значение религиозности для психического здоровья,
раскрытое профессором Федором Кондратьевым, ГНЦ социально-судебной
психиатрии имени В.П.Сербского, и проблема подросткового суицида,
поднятая иереем Сергием Трофимовым.
КОГДА ЗА ЛЕЧЕНИЕ ВЗИМАЕТСЯ ПЛАТА
Большой интерес у собравшихся вызвало выступление священника и
доктора медицинских наук, председателя Общества православных врачей
Санкт-Петербурга, отца Сергия (Филимонова). Он назвал его следующим
образом: "Как врачу сохранить свою христианскую совесть в условиях
рыночной экономики".
Дело в том, что в нынешних условиях, когда за лечение взимается
плата, а большинство людей не могут себе этого позволить, вопрос
сохранения совести для верующего врача встал достаточно остро. Зачастую
врач оказывается перед дилеммой: либо нарушить закон совести о помощи
ближнему, либо инструкции лечебного учреждения, где он трудится.
Однако и в тисках платной медицины, отметил оратор, практикующий
врач может хранить свои христианские принципы. Ибо, как отмечал
преподобный Никодим Святогорец, в четырех отношениях должно блюсти
совесть свою безукоризненною: в отношении к Богу, к себе самому,
к ближним и ко всем вещам, кои в руках у тебя. Поэтому, если православный
врач будет соблюдать святоотеческий совет "всем благожелать
и благоденствовать по силе", его совесть будет покойно храниться
при любых финансовых инструкциях свыше.
НА СТЫКЕ МЕДИЦИНЫ И ЭТИКИ
Особое место на секции заняло обсуждение тех острых вопросов, которые
стоят сегодня на стыке медицины и биомедицинской этики. Вот что
сказал в интервью для "ДН" отец Сергий (Филимонов):
- Очевидно, что новейшие биомедицинские разработки не могут не вызвать
вопроса: должно ли быть разрешено всё, что технически стало возможным?
Например, реализация идеи клонирования человека способна стать разрушительной
для общества. Клонирование в еще большей степени, чем иные репродуктивные
технологии, открывает возможность манипуляции с генетической составляющей
личности и способствует ее дальнейшему обесцениванию. Человек не
вправе претендовать на роль творца себе подобных существ или подбирать
для них генетические прототипы, определяя их личностные характеристики
по своему усмотрению. "Тиражирование" людей с заданными
параметрами может представляться желательным лишь для приверженцев
тоталитарных идеологий.
Вместе с тем, клонирование изолированных клеток и тканей организма
не является посягательством на достоинство личности и в ряде случаев
оказывается полезным в биологической и медицинской практике.
Или вопрос об эвтаназии. Церковь не может признать нравственно приемлемыми
распространенные ныне в светском обществе попытки легализации эвтаназии,
или намеренного умерщвления безнадежно больных. Признание ее законности
привело бы к извращению профессионального долга врача, призванного
к сохранению, а не пресечению жизни. А "право на смерть"
легко может обернуться угрозой для жизни пациентов, на лечение которых
недостает денежных средств.
Таким образом, эвтаназия является формой убийства или самоубийства,
в зависимости от того, принимает ли в ней участие пациент. В последнем
случае к ней применимы соответствующие канонические правила, согласно
которым намеренное самоубийство, как и оказание помощи в его совершении,
расценивается как тяжкий грех.
О ПЕРЕСАДКЕ ОРГАНОВ
Нельзя не сказать о современной трансплантологии, позволяющей оказать
действенную помощь многим больным, которые прежде были бы обращены
на неизбежную смерть или тяжелую инвалидность.
Вместе с тем развитие данной области медицины, увеличивая потребность
в необходимых органах, порождает определенные нравственные проблемы.
Так, недобросовестная пропаганда донорства и коммерциализация трансплантационной
деятельности создают предпосылки для торговли частями человеческого
тела, угрожая жизни и здоровью людей.
Церковь считает, что органы человека не могут рассматриваться как
объект купли и продажи. Пересадка органов от живого донора может
основываться только на добровольном самопожертвовании ради спасения
жизни другого человека. В случае изъятия органов у только что скончавшихся
людей должна быть исключена неясность в определении момента смерти.
Сегодня в поле зрения православной медицинской научной общественности
— практически все насущные проблемы биоэтики и охраны здоровья людей.
Ольга Владимирова
|