Вернуться в Diabet-News  
главная
редакция
анонс
содержание
e-mail
 

Рубрики:

ТЕМА НОМЕРА

УСЛЫШЬТЕ НАШ КРИК

ДИАПАНОРАМА

ДИАГРАНЬ

ДИАФИРМА

ДИАГНОЗ

ЮВЕНИЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ

ДИАРАКУРС

ДИАПАЗОН

ДИАСПОРТ

ДИАПОЧТА

ДИАФОН

ДИАКЛУБ

ДИАФОРУМ

 
май, 2006

ДИАФОРУМ

ЛЕВЕМИР: ПРИБАВЛЕНИЕ В СЕМЕЙСТВЕ АНАЛОГОВ

Новый инсулиновый аналог продленного действия - Левемир (инсулин детемир) был представлен главным эндокринологам российских регионов на прошедшей в Москве конференции "Актуальные проблемы современной диабетологии".

Теперь деятельность датской компании "Ново Нордиск", по словам главы ее Российского представительства Сергея Смирнова, приобретает уникальный характер, поскольку она производит весь спектр инсулиновых аналогов: это НовоРапид — короткого действия, двухфазный НовоМикс 30 и предсказуемый базальный инсулин для базис-болюсной терапии — Левемир. О преимуществах нового препарата говорили на конференции российские и иностранные ученые.

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ АНАЛОГОВ

Все мы знаем (или должны хорошо знать) цели гликемического контроля при лечении диабета. Так, основной показатель — уровень гликированного гемоглобина — должен быть менее 7% или, согласно более жесткому критерию IDF, равен или менее 6,5%. Но, как показывает практика у нас в стране и за рубежом, в реальной жизни эта цифра чаще всего далека от желаемой, в том числе у пациентов с СД типа 2, находящихся на инсулинотерапии.
Как отметил в своем выступлении академик РАН и РАМН, руководитель Эндокринологического научного центра РАМН Иван Дедов, "мы выросли на других инсулинах". К тому же наши пациенты определенно недополучают инсулиновую терапию: за рубежом 30-42% пациентов со вторым типом переведены на инсулинотерапию, у нас — максимум 8-12%.
Академик привел следующую цифру: более 2/3 больных СД типа 2 оказываются вне рамок контроля. А это — потенциальные и уже пришедшие сердечно-сосудистые осложнения; это и совсем другие расходы на лечение. Если, например, ежегодные средние затраты на осложнения у одного пациента могут составлять от 15 до 125 тысяч долларов, то на интенсивное лечение и профилактику требуется лишь от 700 до 1500 долларов.
Какие же ограничения стоят на пути к достижению целей лечения? При диабете типа 1 — это, во-первых, гипогликемии (что затрудняет титрацию дозы, а также является психологическим барьером для пациента и врача) и, во-вторых, вариабельность действия инсулинов, ведущая к непредсказуемости контроля и снижению мотивации пациента.
При диабете типа 2 ограничения к достижению целей лечения выглядят следующим образом:
- секреторная функция бета-клеток поджелудочной железы прогрессивно снижается;
- врачи откладывают начало старта и интенсивность инсулинотерапии;
- пациентов беспокоит возможность развития гипогликемии и увеличения массы тела.
Чтобы преодолеть эти барьеры контроля, нужен был прорыв, которым и стало появление на свет новых инсулиновых аналогов.

"ПОСЛУЖНОЙ СПИСОК" ДЕТЕМИРА

Новые возможности в лечении диабета — благодаря предсказуемой аналоговой терапии — обрисовал в своем выступлении д-р Андерс Дежгаард, вице-президент подразделения глобального развития компании "Ново Нордиск".
Но прежде он проанализировал недостатки существующих терапевтических подходов к лечению диабета. И снова прозвучало, что на текущий момент нет противодействия (в виде каких-то препаратов) прогрессирующему снижению функции бета-клеток. Известно также, что СД отличают множественные дефекты, и сегодняшняя терапия не в состоянии корректировать их одновременно. Очевидны и связанные с ней издержки: гипогликемии, нарастание веса, сложность режимов терапии, аспект переносимости…
Современные подходы в терапии СД предусматривают лечение метаболического синдрома, коренное улучшение методов инсулинотерапии (инсулиновые аналоги, новые системы и способы введения инсулина), профилактику диабета типа 2.
В данном случае нас интересуют инсулиновые аналоги, а конкретнее — генно-инженерный аналог инсулина Левемир, обладающий уникальным механизмом действия. Он медленно всасыватся из инъекционного депо и обладает пролонгированным действием — за счет самоассоциации в подкожно-жировом депо и связывания с человеческим альбумином как в подкожно-жировом депо, так и в циркуляции крови.
При дозе Левемира 0,4 ЕД/кг массы тела и более обоснованно однократное введение препарата в сутки; если базальная доза менее этого показателя, рекомендуется двукратный режим введения; длительность действия этого аналога — 20-22 часа.
Основываясь на результатах сравнительных исследований, докладчик показал: Левемир отличает значительно большая интраиндивидуальная предсказуемость действия у пациентов, чем у инсулинов НПХ или гларгин. И эта предсказуемость действия обусловлена двумя факторами:
- растворенным состоянием детемира на всех этапах — от его лекарственной формы и до связывания с инсулиновым рецептором;
- буферным эффектом связывания с альбумином сыворотки крови.
Продолжая "послужной список" нового аналога, д-р Дежгаард, опять же базируясь на данных исследований, сообщил: детемир обладает лучшим профилем гликемического контроля по сравнению с инсулином НПХ — при титрации препарата для достижения аналогичных гликемических целей. Важнейший момент, который оценит любой пациент с диабетом, — это прощание с опостылевшими и опасными "гипо": при лучшем или аналогичном контроле гликемии терапия Левемиром идет с меньшим риском гипогликемических состояний (особенно в ночное время) по сравнению с инсулином НПХ.
Есть, наконец, и такой весомый аргумент, к которому не останется равнодушен ни один пациент: терапия Левемиром стабильно сопровождается у больных СД типов 1 и 2 меньшей динамикой увеличения массы тела (в некоторых исследованиях было получено даже снижение веса). Преимущество детемира в отношении массы тела, заметил докладчик, еще более очевидно по мере нарастания ожирения: чем больше показатель ИМТ на старте терапии Левемиром, тем меньше динамика веса в ходе инсулинотерапии.
Таким образом, заключил гость из Дании, терапия Левемиром обеспечивает высокоэффективную и безопасную для пациентов терапию. А сочетание в базис-болюсном режиме, как говорится, двух "родных" (произведенных одной компанией) аналогов инсулинов Левемир и НовоРапид дает — по сравнению с таким же режимом НПХ — лучший гликемический контроль и снижение риска ночных гипогликемий …более чем наполовину (54%). Поистине фантастический результат!

А У АМАНДЫ И АНДЖЕЛЫ ВОТ КАК!

Нашим врачам было чрезвычайно интересно познакомиться с богатым опытом профессора Малколма Наттрасса из Великобритании, который в течение полутора лет ведет 500 пациентов в своей клинике в Бирмингеме на инсулиновом аналоге Левемир. Расскажем о двух клинических случаях, представленных им.
Первая встреча с молодой пациенткой Амандой, имеющей СД типа 1, произошла у него в июне 2003 года, когда та была переведена на готовую инсулиновую смесь. Полгода терапии не оправдали надежд, у нее оставался плохой контроль гликемии (HbA1c — 8,5%), и Аманде назначили гларгин в качестве базального инсулина (одна инъекция на ночь) и три инъекции "короткого" НовоРапида. Вначале наступило некоторое улучшение, но затем гликированный гемоглобин опять поднялся, продолжались гипогликемии, особенно в ночные часы, стала развиваться диабетическая ретинопатия.
У Аманды наступило состояние депрессии. Зная о связи неудовлетворительной компенсации диабета и развития осложнений, она решилась, как выразился профессор, "попробовать что-то другое", чтобы изменить положение дел.
В июле 2004 года пациентка была переведена на Левемир — две инъекции по 10 ЕД плюс две инъекции НовоРапида по 6 ЕД в день. Уже через три месяца уровень ее гликированного гемоглобина резко снизился до 6,9%. На следующий год ее показатель HbA1c стабильно держался в районе 7,2%, значительно уменьшились эпизоды гипогликемии…
Таким образом, сочетание предсказуемого инсулинового аналога Левемир и "короткого" НовоРапида помогло Аманде значительно улучшить контроль углеводного обмена с одновременным снижением частоты гипогликемий.
Второй клинический случай: пациентка с СД типа 2 — Анджела, 58 лет, стаж диабета 10 лет. В течение первых 5 лет болезни она была на таблетированных препаратах, затем ей назначили готовую смесь человеческого инсулина — две инъекции в день. Наконец, она была переведена на базис-болюсный режим (причем, базального инсулина она получала от 60 до 100 ЕД). Но контроль гликемии оставался у нее неудовлетворительным, нарастала масса тела. Анджела была очень расстроена.
Год назад пациентка стала получать в качестве базального инсулина Левемир. И незамедлительно пришло улучшение контроля. Доза Левемира составляет сейчас 30 ЕД в сутки. А главное — масса тела у Анджелы снизилась на 10 кг, при этом значительно улучшилось ее самочувствие.
"Я периодически встречаю Анджелу в своем районе, например, в супермаркете (она живет недалеко от меня), — добавил с улыбкой профессор Наттрасс. — И всякий раз она пытается горячо обнять меня, словно объединяя меня с Левемиром, который столь благотворно повлиял на нее".
Но у всех ли при втором типе Левемир так хорош или только у Анджелы? Чтобы не голословно ответить на этот вопрос, профессор привел результаты известного 6-месячного исследования Hermansen (детемир в сравнении с инсулином НПХ), в котором участвовали 500 больных СД типа 2, не получавших ранее инсулин, из 58 центров в 10 странах. Было установлено, что можно достичь хорошего контроля гликемии при любом базальном инсулине; вместе с тем 70% пациентов из группы Левемира добились HbA1c меньше или равным 7%. Достоверно меньше гипогликемий и меньшая динамика массы тела у больных на Левемире по сравнению с НПХ.
Чтобы расширить представления о Левемире и обеспечить возможности для обмена опытом, осуществляется крупномасштабное исследование Predictiv с участием 30 тысяч пациентов с СД типов 1 и 2 во многих странах длительностью от 3 до 6 месяцев и даже до года. Это не исследование по протоколу, а наблюдения врачей, занимающихся клинической практикой. И снова по всем выше приведенным параметрам его результаты — в пользу предсказуемого инсулинового аналога Левемир!

ПЕРВЫЙ РОССИЙСКИЙ ОПЫТ

Первым российским опытом применения инсулина Левемир поделилась на конференции профессор Валентина Петеркова (ЭНЦ РАМН).
- Мы участвовали в большом международном многоцентровом исследовании продолжительностью 18 недель. У нас было две группы пациентов с СД типа 1 в базис-болюсном режиме, принимавших: 1. Инсулин детемир + инсулин аспарт и 2. Инсулин НПХ +ЧИ. Через 18 месяцев гликированный гемоглобин у участников первой группы снизился на 0,5% (это достоверно значимо в плане предотвращения сердечно-сосудистых осложнений), во второй группе — на 0,28%. То есть на Левемире результат оказался в два раза лучше. Все эпизоды гипогликемий (включая опыт России) снизились на 21%, особенно яркий результат — тяжелые ночные "гипо" уменьшились наполовину! В отношении динамики массы тела: вес у пациентов в первой группе — на Левемире — стал меньше в среднем на 1 кг; в группе НПХ остался тем же или чуть прибавился.
Известно, что инсулиновые препараты компании "Ново Нордиск" являются эталонными по чистоте, качеству и безопасности, — подчеркнула в заключение директор Института детской эндокринологии. — Таков и ее инсулиновый аналог продленного действия. Проведенные в США и странах Европейского союза исследования подтвердили хорошие результаты, полученные при терапии детемиром диабета у детей. В России Левемир зарегистрирован для применения у пациентов, начиная с 6 лет, и мы готовы его вводить в нашу клиническую практику.
А что думают о "герое дня" эндокринологи из российской "глубинки"?
- Мы, врачи, знаем, что проблема вариабельности (когда ответное снижение уровня гликемии от одной инъекции к другой является непредсказуемым) — по сути дела основная клиническая проблема, — отметил главный диабетолог Республики Чувашии, профессор Игорь Мадянов. — То есть желательно иметь дело с инсулином с низкой вариабельностью действия и, соответственно, хорошей предсказуемостью результатов. Именно таков беспиковый инсулин продленного действия — Левемир. Его легче титровать, он дает возможность врачу более адекватно подобрать нужную дозу пациенту.
Я — сторонник своевременного перевода больных СД типа 2 на инсулинотерапию. Сейчас у нас в Чувашии лишь 15% этой категории пациентов получают инсулины. Моя задача — увеличить это число вдвое, и, надеюсь, Левемир будет мне здесь надежным помощником.
- Появление в лечебном арсенале инсулинового аналога Левемир открывает новые перспективы в достижении эффективности лечения больных СД, а у нас их в Белгородской области — 26 тысяч взрослых и 228 детей и подростков, — рассказали главный эндокринолог области Татьяна Голивец и главный детский эндокринолог Лидия Петрова. — Многие больные некомпенсированные, с осложнениями; эту ситуацию надо исправлять. 60% детей у нас уже на инсулиновых аналогах, планируем теперь "подключать" маленьких пациентов к Левемиру. Своего опыта у нас пока нет. Поэтому очень благодарны компании "Ново Нордиск" за организацию этой конференции и возможность "из первых уст" узнать о новейших достижениях современной диабетологии.


[печатать] [наверх]
Дизайн-студия "Арт-Бизнес-Центр"

© ЗАО "Арт-Бизнес-Центр" 2000-06. Все права защищены. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Диабет-Новости™, ДиаМир™, ДиаНовости™, Арт-Бизнес-Центр™ - зарегистрированные торговые марки.