Вернуться в Diabet-News  
главная
редакция
анонс
содержание
e-mail
 

Рубрики:

ТЕМА НОМЕРА

ПОД ЗНАКОМ ВСЕМИРНОГО ДНЯ ДИАБЕТА…

ДИАПАНОРАМА

ДИАГРАНЬ

ДИАФОН

ДИАФИРМА

ДИАГНОЗ

ДИАЛОГ

ЮВЕНИЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ

ДИАКОНКУРС

ДИАСПОРТ

декабрь, 2005

ДИАФИРМА

ДИАЛОГИ В СТЕНАХ ЕЛИЗАВЕТИНСКОЙ …

Сегодня мы расскажем о ценном опыте Санкт-Петербурга, где вот уже несколько месяцев, наряду с всероссийской “горячей" линией "Оптилайн" (8-800-200-65-70), организованной компанией "Санофи Авентис" для пациентов с сахарным диабетом и врачей (см. "ДН" №8-2005), действует своя, региональная — для жителей города на Неве и Ленинградской области — "горячая линия": 8-812-969-1421. И особенность ее в том, что любой человек, не справляющийся с усвоением нужной ему информации по телефону, может прийти к ее ведущему — доктору Н.В.Иванову и решить лично свой вопрос.


Каким образом молодой, излучающий энергию Никита Владимирович успевает всё, видимо, останется его тайной.
Но это так: он — врач-эндокринолог по оказанию неотложной помощи в знаменитой больнице Святой Преподобномученицы Елисаветы (или, как ее называют, Елизаветинской больнице), работающей как скоропомощная — сюда везут людей из всех районов города; он — ассистент кафедры эндокринологии имени академика В.Г.Баранова Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования, центральной базой которой как раз является эндокринологическое отделение больницы; преподает и пишет кандидатскую диссертацию, не расстается с телефонной трубкой, отвечая на звонки "горячей линии", и в случае необходимости принимает этих пациентов; наконец, сам умеет печь восхитительную яблочную шарлотку, что и было продемонстрировано к приезду журналиста из "ДиаНовостей"…

И ПОГОВОРИТЬ, И ПРИНЯТЬ

- Порой, находясь на дежурстве в отделении, даешь до 40 консультаций за сутки, — говорит мой собеседник. — Приходится смотреть не только "своих", но и пациентов с эндокринными нарушениями из других отделений, и тех, кого направляют сюда из нашего амбулаторного подразделения; поступают же к нам больные диабетом обычно в тяжелом состоянии — с кетоацидозом или в коме, с различными осложнениями…

Что касается нашей "горячей линии", устроенной здесь с лета компанией "Санофи Авентис", то это уже другой формат, чем был ранее (тогда на ней работала медсестра, которая давала разъяснения лишь по шприц-ручке ОптиПен Про), продолжает он. Сейчас вопросы по шприц-ручке составляют примерно лишь треть звонков, большая же часть — по принципам инсулинотерапии, комбинированной терапии инсулином и сахароснижающими таблетками, по особенностям использования первого и единственного беспикового аналога инсулина 24-часового действия — Лантуса. Причем обращаются как сами пациенты с СД типов 1 и 2 и их родственники, так и врачи.

Не секрет, что в поликлиниках у эндокринологов не хватает времени, чтобы подробно объяснить все актуальные темы пациенту, и у него могут сформироваться неверные представления о той же инсулинотерапии. "Школы диабета", давая основные знания в сфере СД, тоже не могут предусмотреть все ситуации, которые возникают дома у больного, когда он остается один на один со своими инсулинами и шприц-ручкой. Поэтому пациенту важно порой не только посоветоваться по телефону "горячей линии", но и прийти к ее ведущему со своими анализами и выписками из истории болезни. Для доктора Иванова такая встреча тоже важна, чтобы правильно оценить состояние больного, понять, как скорректировать его схему терапии.

- Чтобы выйти на оптимальную схему терапии, — отмечает он, — я применяю обычно следующий алгоритм: вначале одна личная встреча с таким пациентом, когда мы обсуждаем, какие изменения ему требуются; затем, если речь идет, например, о коррекции дозировок Лантуса, "коротких" инсулинов или сахароснижающих таблеток, созваниваемся 3-4 раза на протяжении двух недель, пока не придем к хорошему результату.
Конечно, вопросы у тех, кто только переходит на Лантус, и тех, кто уже принимал его вместе с инсулинами короткого действия или с пероральными сахароснижающими средствами, различны. Тем не менее, можно составить блок примерно из 30 наиболее часто употребляемых вопросов относительно применения Лантуса, имеющих ключевое значение.

БЛОК ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ

Это, в первую очередь, вопросы, связанные с подбором дозы Лантуса, а также схемы инсулинотерапии.
Некоторые пациенты с СД типа 2 неправильно понимают назначение им инсулинового аналога: с его введением, считают они, уже не нужны ни "короткие" инсулины, ни сахароснижающие таблетки, не надо заботиться ни о диете, ни о расчете физической активности. Конечно, если еще сохранена секреция поджелудочной железы, тогда одной инъекции Лантуса, может, и достаточно. Но потом бета-клетки исчерпывают свои секреторные возможности, и требуется корректировать схему всей терапии, добавляя или "короткие" инсулины, или таблетированные препараты.
Среди актуальных вопросов, поступающих на "горячую линию", есть те, которые касаются гипогликемии, которая, как показывает практика, чрезвычайно редкая на фоне применения Лантуса. У некоторых больных СД типа 1, особенно молодых людей, нам удавалось добиться устранения "феномена утренней зари", замечает доктор, лишь при назначении им этого препарата. Многие звонят, чтобы получить практические советы, как избежать гипогликемии в конкретных жизненных ситуациях.

Очень важно — правильное измерение показателей глюкозы крови; ведь больной, который делает это хаотично, потом хаотично же пытается подобрать себе дозу инсулина.
В соответствии с новым ступенчатым алгоритмом титрации Лантуса, который использовался в исследовании Yki-Jkrvinen Н., дозу Лантуса рекомендуется изменять следующим образом — если гликемия натощак в течение 3-х дней превышает 5,6 ммоль/л, дозу увеличивают на 2 МЕ.

И опять, как рекомендует Никита Владимирович, нужно выполнять контроль сахара крови натощак 3 дня; если цифра приближается к целевому значению, тогда следует уже посмотреть, насколько адекватна постпрандиальная гликемия (через 2 часа после завтрака, обеда и ужина), а также уровень сахара крови перед сном. И, имея уже такой суммированный профиль контроля (как минимум 5 точек, а если еще и перед едой, то 8 точек), можно решать, титровать ли Лантус дальше или изменять дозу "коротких" инсулинов или таблеток.

Блок основных вопросов затрагивает также диетотерапию (при Лантусе здесь больше свободы — не требуются, например, "перекусы"); тему хранения и транспортировки инсулина (держать неиспользованный инсулин лучше в холодильнике, но не в морозилке); некоторые психологические страхи пациентов, особенно пожилого возраста, связанные с проведением инъекций; наконец, рекомендации по использованию шприц-ручки ОптиПен Про, особенно при замене картриджа.
Начиная осваивать шприц-ручку, люди в итоге убеждаются: в ней всё продумано для удобства пользователей, обеспечивая простоту применения, точность и надежность; но нужно помнить, что предназначена она для работы лишь с картриджами компании "Санофи Авентис"; если пользоваться ею правильно и бережно, то она не только служит положенный двухгодичный срок, но и нередко перекрывает его.

ЗА КУЛИСАМИ ДИАЛОГОВ

- Бывают ли неожиданные для Вас диалоги на "горячей линии"? — интересуюсь я.
- Знаете, иногда пациент звонит по очень простому вопросу, но в ходе разговора с ним выясняется, что он многого не понимает по основным моментам, связанным с лечением СД, — отвечает Никита Владимирович, — в таком случае лучше всего для него пройти "школу диабета", пусть даже вторично. Несколько раз на линию звонили люди в экстренных случаях: необходима госпитализация, до "скорой" не дозвониться — правда, это не было связано с Лантусом…
- Вы как-то взаимодействуете со всероссийской "горячей линией" — "Оптилайн"?
- Могу сказать, что питерцы и жители области, больные диабетом, хорошо знают наш телефонный номер. Конечно, они звонят и на "Оптилайн", где им всегда предоставят информацию, например, по наличию Лантуса в местной аптечной сети или по эксплуатации шприц-ручки ОптиПен Про. Но если дело касается конкретных сторон лечения болезни или требуется вмешательство врача, оператор с "Оптилайн" может, даже минуя московского врача-консультанта, "перекинуть" звонок прямо мне, что, естественно, более логично.
…В кабинет к Никите Владимировичу заглядывает сестра-хозяйка отделения, и он тотчас ее мне представляет:
- Знакомьтесь — Анна Васильевна Никанорова, в Елизаветинской больнице со дня ее основания — почти 20 лет. Кстати, сама диабетик с 30-летним стажем, одна из наших первых пациентов на Лантусе.
Оказывается, диабет типа 2 развился у нее в молодом возрасте — ей было 25 лет. Первые пять лет Анна была на Маниниле, а уже с начала 80-х годов перешла на инсулины, перепробовала многие, но компенсации достичь так и не могла. "Чувствовала себя кошмарно, по ночам "гиповала", — вспоминает она. — Но все изменилось в лучшую сторону, когда два года стала использовать Лантус в качестве базального инсулина (28 МЕ) плюс инъекции Хумалога (по 4-6 МЕ перед приемами пищи). Когда в 9.30 утра ввожу себе Лантус, чувствую себя свободно весь день, распрощалась с гипогликемиями. Ну а если перетружусь — попробуйте-ка поворочать тяжелых больных, собрать все постельное белье, отвезти его на тележке через двор в прачечную — регулирую уровень сахара крови "коротким" инсулином".
Уже 13 лет эндокринологическим отделением больницы заведует Елена Владимировна Арефьева. О нем рассказывает почти с нежностью: за прошедший год здесь пролечено 1600 эндокринных больных, причем 80% — это люди с диабетом, имеющие острые и хронические осложнения; большая часть из них — с первым типом; больница ориентирована на скорую помощь, поэтому в отделении примерно 40% — это экстренные госпитализации и 60% — плановые. При отделении действует "школа диабета", где, в частности, ведется обучение пациентов на Лантусе. "Об этом инсулине, — добавляет она, — у нас прекрасное впечатление, на нем стабильно идут пациенты с СД обоих типов".

"Горячая линия" компании "Санофи Авентис" имеет, по ее определению, очень хороший эффект: в любой момент пациент может рассчитывать на поддержку врача. И на сегодняшний день в городе лишь одна проблема — что есть в наличии в аптеках; до сих пор бывают задержки с обеспечением именно теми инсулинами, которые необходимы пациенту.
Свое мнение о работе "горячей линии" высказывает и заведующая кафедрой СПб МАПО, профессор Наталия Владимировна Ворохобина:
- Такая работа действительно нужна и важна — ведь она обеспечивает индивидуальный подход к каждому больному. Мы знаем, что пациенты благодарны за эту линию, поскольку врач, профессионально разрешая любой вопрос, оказывает им реальную помощь.
Как сообщила профессор Ворохобина, существует также общегородская база данных по больным СД, получающим Лантус. Анализируя ее, можно заключить, что сегодня имеется значительно больший процент компенсированных больных, чем раньше; причем, что особенно важно, применяя инсулиновый аналог, они сохраняют достигнутый уровень компенсации СД не краткий период, а длительное время.
И еще один значимый момент отметила Наталья Владимировна: увеличивается число пациентов с СД типа 2, которым назначается инсулинотерапия; это стало возможным во многом благодаря нынешней ситуации с региональными и федеральными закупками инсулинов для города. Очевидно, эти благоприятные тенденции получат отражение на научно-практической конференции для врачей-эндокринологов на тему: "Лантус — использование концепции "Лечение до цели" в декабре в Санкт-Петербурге при поддержке компании "Санофи Авентис".

В РАЙОННОМ МАСШТАБЕ…

Через несколько кварталов от Елизаветинской больницы расположен Диабетологический центр Калининского района — одного из самых крупных районов Санкт-Петербурга с населением более полумиллиона человек (в том числе 9 тысяч стоящих на учете пациентов с СД). Здесь ведут прием 10 эндокринологов, включая двух детских, окулист, невролог, специалист по диабетической стопе, работают "школы диабета", где преподают врач и диамедсестра.
И снова звучат слова благодарности в адрес компании "Санофи Авентис", помогающей лечению и обучению пациентов с диабетом, имеющей в своем арсенале современные эффективные препараты, прежде всего инсулиновый аналог Лантус. "У нас переведено на Лантус уже около 400 пациентов, — рассказывает заведующая центром Вера Алексеевна Кузьмина. — Особенно стараемся не затягивать с его назначением больным СД типа 2, рассеивая их сомнения и страхи, убеждая в необходимости выставить надежную защиту перед грозными осложнениями".
- Ну а главная миссия нашего центра, как и всех диабетологических центров в Петербурге, — заключает она, — это и есть предотвращение сосудистых осложнений или их выявление на ранней стадии и эффективное лечение, что обеспечивает, в конечном итоге, новое качество жизни наших пациентов.


Ольга Трофимова, спец. корр. "ДН"
Санкт-Петербург — Москва

 

 

[печатать] [наверх]
Дизайн-студия "Арт-Бизнес-Центр"

© ЗАО "Арт-Бизнес-Центр" 2000-05. Все права защищены. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Диабет-Новости™, ДиаМир™, ДиаНовости™, Арт-Бизнес-Центр™ - зарегистрированные торговые марки.