Вернуться в Diabet-News  
главная
редакция
анонс
содержание
e-mail
 

Рубрики:

ТЕМА НОМЕРА

Есть на Волге такая лига

ДИАФОРУМ

ДИАФИРМА

ДИАГРАНЬ

ДИАМИКС

ДИААНАЛОГ

ЮВЕНИЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ

ДИАСЕМЬЯ

ДИАРАКУРС

ДИАГОНАЛЬ

ДИАФОН

ДИАСМАК

ДИАКЛУБ

 
апрель, 2004

ДИАМИКС

ИССЛЕДОВАНИЕ DAWN: КАК ЖИВЕТСЯ ПАЦИЕНТАМ С СД...
(их проблемы, надежды, желания)
(Продолжение. Начало в №№ 1, 2, 3, 2004)

В прошлом номере газеты вы познакомились с новым для вас термином — «психологическая инсулинорезистентность».

Речь идет о некоем психологическом феномене сопротивления лечению инсулином со стороны как пациентов с СД 2 типа, так и некоторых врачей. Достаточно часто это происходит даже в тех случаях, когда и врач, и больной понимают необходимость инсулинотерапии. В этих ситуациях и врач, и больной живут сегодняшним днем и, как страус в момент опасности, «прячут голову в песок», не видят и не хотят видеть те серьезные последствия, которые могут ждать пациента в недалеком будущем. Необходимо, конечно, разобраться в этой проблеме, выявить психологическую почву, на которой пышно разрастаются страхи и тревоги пациентов с СД.
На современном этапе развития диабетологии стало понятным, что проблема эффективного лечения диабета заключается не только в подборе правильной терапии. Не менее важным является решение многочисленных психологических и социальных проблем, сопровождающих СД, в число которых входит и «психологическая инсулинорезистентность».
Для того, чтобы выявить психо-социальные аспекты управления СД,в 2001 году было начато масштабное международное исследование DAWN (Diabetes Attitudes, Wishes and Needs) — исследование отношения пациентов с СД к своему заболеванию, их желаний и потребностей, проведенное при поддержке компании «Ново Нордиск» и Международной диабетической федерации.
Исследование длилось в течение 5 месяцев. Оно включало интервью по телефону или личную беседу с пациентами с СД 1 и 2 типа, терапевтами, эндокринологами и медицинскими сестрами. Каждое интервью длилось 45—50 минут. Задаваемые вопросы были подготовлены таким образом, чтобы в результате можно было определить основные преграды, мешающие эффективному управлению диабетом. В исследование были включены более 5 тысяч пациентов и 3 тысяч врачей-диабетологов из 13 стран.
В 2002 году в Оксфорде (Англия) прошел первый Международный съезд с участием представителей здравоохранения и медицины, политических и общественных деятелей, научных обществ и самих пациентов с диабетом, на котором были обсуждены предварительные результаты этого исследования. Совсем недавно в Лондоне состоялся второй съезд, собравший делегатов из 31 страны.
Поступающая информация продолжает анализироваться в настоящее время. Важность полученных результатов не вызывает сомнения. Европейская ассоциация по изучению диабета (EASD) внесла тематику DAWN в научные симпозиумы своих двух секций: по психологическим аспектам СД и образованию, которые будут включены в программу конференции в Мюнхене в сентябре этого года.

ПАЦИЕНТ С ДИАБЕТОМ — ЭТО, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, ЛИЧНОСТЬ

Так ставят вопрос организаторы исследования DAWN. В реестре его основных задач значились следующие:
— попытаться понять те эмоции и ощущения, которые испытывает пациент;
— определить основные психо-социальные аспекты лечения диабета, нуждающиеся в улучшении;
— выявить проблемные области в структуре помощи пациентам, нуждающиеся в более тесном сотрудничестве всех специалистов; распространить результаты исследования среди всех специалистов, кто помогает пациентам;
— обеспечить врачей, медсестер, работников здравоохранения информацией для разработки национальных медицинских программ.
Если в ближайшие годы мир диабетологии начнет движение в этом направлении, тогда, как заявил на лондонской встрече президент Международной диабетической федерации, профессор Пьер Лефебвр, программа DAWN совместно с партнерами сможет открыть новую эру в заботе о больных СД.
В связи с этим на лондонской встрече развернулось обсуждение глобальной проблемы: как перестроить всю систему диабетической помощи в мире, чтобы уменьшить отрицательное психологическое воздействие диабета на тех, кто страдает этим заболеванием. Иными словами, настало время объединить усилия всех людей и структур, занятых в этой сфере, для успешного лечения СД.
Катализатором этого обсуждения послужил наиважнейший факт, выявленный DAWN, — более половины всех опрошенных людей с диабетом признают, что не достигают хорошего здоровья и качества жизни, несмотря на доступность эффективных методов лечения.
Среди всех опрошенных только 10% сообщили о хорошем самочувствии, а 30% — считали, что у них «плохое самочувствие». Около 60% участников испытывают чувство стресса по поводу своего состояния и не способны выполнять определенные обязанности, связанные с семьей и работой, а 20% — страдает депрессией. Наиболее общей реакцией людей после установления им диагноза диабета было чувство тревоги.
Что касается пациентов с СД 2 типа, для большинства из них характерна именно «психологическая инсулинорезистентность» — опасения по поводу возможного перехода на инсулинотерапию. Многие из тех, кто уже начал вводить инсулин, рассматривают это лечение как «личный провал» и «собственную вину» за плохое управление своей болезнью (высокая степень чувства вины была выявлена у 73% пациентов).

КАК СНИЗИТЬ «БАРЬЕРЫ»

Последние данные, оглашенные в Лондоне, свидетельствуют о необходимости предпринять срочные шаги, чтобы снизить, а в перспективе вообще устранить злополучные «барьеры» на пути к эффективным методам гликемического контроля, прежде всего своевременной инсулинотерапии, у пациентов с СД 2 типа:
— эти методы лечения часто откладываются просто потому, что у больных диабетом налицо недостаток знаний об «отдаленных результатах жесткого контроля» (цитата из материалов лондонского съезда), то есть возможности затормозить развитие или вовсе избежать сосудистых осложнений;
— недостаток взаимопонимания между врачами-диабетологами и пациентами может отсрочить назначение более эффективной терапии;
— около 30% медсестер убеждены в том, что большинство пациентов имеют проблемы в общении со своим врачом;
— две трети врачей общей практики признают, что они используют термин «инсулин» как угрозу для того, чтобы заставить пациентов следовать их рекомендациям;
— меньше половины врачей способны распознать психологические проблемы пациента и помочь ему решить их.
Выступивший на втором съезде американский психолог, профессор Боб Андерсон признал, что существует множество препятствий для плодотворного взаимодействия врачей и пациентов. Многие сложности возникают из-за того, что в большинстве стран действует система здравоохранения, направленная исключительно на выявление у пациентов краткосрочных проблем со здоровьем и симптомов декомпенсации СД. В повседневной врачебной практике такая система часто бывает неэффективна. Существуют также, добавил Боб Андерсон, и серьезные сложности в работе самого врача: доктор должен принять как можно больше пациентов за меньшее время (все, как у нас!). За время приема врач должен успеть расспросить пациента, изучить динамику показателей сахара крови, убедиться, насколько правильно пациент выполняет рекомендации по лечению; если нет, то какие причины к этому приводят, а в заключении представить готовое решение существующих проблем. Такая спешка, безусловно, может привести к проблемам во взаимоотношениях между врачом и пациентом.
Как можно улучшить процесс взаимодействия врача и пациента на приеме? Профессор Боб Андерсон предложил простое решение — просить пациентов предварительно составлять список конкретных вопросов, которые они хотят обсудить на приеме. Похоже, что современные проблемы в сфере диабета действительно не знают государственных границ. И хотя в России не проводилось исследование DAWN, психо-социальные аспекты управления СД в нашей стране столь же актуальны, как и во всем мире.
Многие врачи считают, что основная причина плохого контроля диабета заключается, по данным DAWN, в непонимании пациентами всей серьезности заболевания и неорганизованности их режима, а также в неприятии СД как пожизненного заболевания. В свою очередь, пациенты предъявляют свои претензии к врачам, которые могут быть вполне обоснованы, что подтверждает выступление профессора Андерсона.
В подготовленном компанией «Ново Нордиск» выпуске по итогам лондонского съезда приводятся два блока из 5 «ключевых советов», предложенных докторами для пациентов, и, в свою очередь, пациентами для врачей. Познакомим с ними наших читателей.

ДОКТОРА — БОЛЬНЫМ СД:

1. Вам поставили диагноз «диабет»; вы должны осознать, что эта болезнь никуда от вас не уйдет, и научиться жить с ней.
2. Диабет способен превратиться в огромную проблему, но с нашей помощью вы можете научиться контролировать уровень глюкозы крови и управлять своим заболеванием.
3. Если вы будете адекватно управлять своей болезнью, у вас есть все основания, чтобы жить полноценной жизнью.
4. Вы встречаетесь с командой наших медиков на ограниченное время каждые несколько месяцев. Поэтому от вас зависит, как вы будете управлять диабетом между нашими встречами.
5. Не только я, доктор, но и вся команда моих коллег, включая специалистов по питанию и диамедсестер, будет помогать вам.

ПАЦИЕНТЫ — ВРАЧАМ:

1. Должны признать, что иногда диабет может очень подавлять нас.
2. Действительно, трудно выразить, что нас реально беспокоит по поводу диабета в течение 5 минут на приеме у врача.
3. Диабет — это для нас гораздо больше, чем уровень глюкозы и лабораторные анализы, это и мир эмоций.
4. Никто не любит, когда ему все время говорят, что ему нужно делать. Было бы прекрасно, для разнообразия, быть выслушанным.
5. План по эффективному лечению диабета может реально работать только в том случае, если он согласуется со стилем жизни пациента.
Итак, результаты исследования DAWN продемонстрировали всему миру, что лечение диабета — это не только медицинская, но и психо-социальная проблема. Эти результаты , безусловно, помогут специалистам по-новому взглянуть на своих пациентов, задуматься о тех сложностях, которые они испытывают в повседневной жизни. Теперь становится понятным, что принять лечение инсулином для пациента с СД 2 типа не так уж легко. Врачам, психологам, медицинским сестрам, а также специалистам, создающим новые препараты для лечения диабета, необходимо понять, что только их совместные усилия помогут пациентам преодолеть многочисленные проблемы, в том числе «психологическую инсулинорезистентность».
Яркий пример заботы о нуждах пациентов с СД — датская компания «Ново Нордиск». Когда ее специалисты разрабатывают новый продукт, будь-то инсулин или шприц-ручка, то стремятся, прежде всего, облегчить непростые будни пациентов, сделать инъекции менее болезненными, более удобными, дать пациентам больше свободы.
Мы надеемся, что эти новые инсулины и новые средства введения помогут пациентам с СД научиться жить со своим заболеванием, жить комфортно и не бояться слова «инсулин».

(Продолжение следует)


[печатать] [наверх]
Дизайн-студия "Арт-Бизнес-Центр"

© ЗАО "Арт-Бизнес-Центр" 2000-04. Все права защищены. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Диабет-Новости™, ДиаМир™, ДиаНовости™, Арт-Бизнес-Центр™ - зарегистрированные торговые марки.