Вернуться в Diabet-News  
главная
редакция
анонс
содержание
e-mail
 

Рубрики:

ТЕМА НОМЕРА

Апрель, "лесные дали"

ДИАРЕГИОН

ДИАРАКУРС

ДИАОБЩЕСТВО

ДИАМИКС

ДИААНАЛОГ

ЮВЕНИЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ

ДИАГРАНЬ

ДИАЭКСПЕРТИЗА

ДИАОПЫТ

ДИАСМАК

ДИАКЛУБ

 
март, 2004

ДИАРЕГИОН

В ИВАНОВО ЛЮБЯТ БОЛЬНЫХ И… ЛАНТУС


…Румяный круглый пирог с грибами оказался еще теплым, когда Татьяна Николаевна Батыгина, главный эндокринолог города Иваново, принялась угощать меня за маленьким столиком в углу кабинета: — “Сама утречком дома испекла, ведь вы с дороги”.


Как только все успевает эта статная красивая русская женщина — вести прием больных, преподавать в "школах диабета", руководить городским Эндокринологическим центром, проводить врачебные конференции, общаться с множеством самых разных людей и — вот как сейчас — принимать еще заезжих журналистов.
Кстати, все выше перечисленное происходило на моих глазах в течение одного дня, и, замечу сразу, все удавалось самым превосходным образом (в том числе и изумительно вкусный пирог)!
— Знаю, вы интересуетесь нашим опытом применения нового инсулинового аналога Лантус — охотно поделюсь, — говорит она. — Но, думаю, для читателей "ДиаНовостей" будет также интересна работа нашего Эндокринологического центра в целом.

"КАК ДОМ РОДНОЙ…"
Родом из Владимирской области, юная Татьяна приехала в Иваново поступать в Медицинскую академию и, закончив ее, так и осталась здесь, вот уже 24-й год. На своем жизненном пути она встретила чудесных учителей — заведующую эндокринологическим отделением Н.А. Дроздову и "нашего идейного руководителя", доцента кафедры терапии Российской медицинской академии последипломного образования В.С. Полтырева.
При их поддержке в 1996 году, когда только был обозначен проект федеральной программы "Сахарный диабет", стала создавать городской Эндокринологический центр на базе 4-й клинической больницы. Начинали с двух врачей — для консультативного приема и для “школы” — и первых попыток ведения регистра больных. Сейчас центр — это разветвленная современная служба, обслуживающая больных диабетом (их в городе насчитывается около 8 тысяч и более 15 тысяч — по области), всех беременных женщин с эндокринной патологией, пациентов с заболеваниями щитовидной железы.

— Мы располагаем, например, — перечисляет Татьяна Николаевна, — 105-коечным эндокринологическим отделением; глазным отделением, где проходят необходимое лечение пациенты с диабетической ретинопатией; хирургическим отделением, куда поступают пациенты с диабетической стопой; радиоизотопной лабораторией, способной провести исследования полного гормонального фона эндокринных больных; центром по оперативному лечению щитовидной железы и тиреошколой, УЗИ-диагностикой, физиокабинетом и, конечно, "школами диабета" (для 1 типа, для 2 типа и по уходу за ногами), которые посещают не только горожане, но и жители 5 районов области.

Наш центр, продолжает моя собеседница, стал для них как дом родной: здесь мы наставляем их, как жить дальше с выявленной хронической болезнью; учим, как защититься от грозных осложнений; помогаем, когда решается вопрос с инвалидностью. И мы сами привязываемся к ним всем сердцем, вникаем в их проблемы. Здесь девочки с диабетом вырастают, заводят семьи и приходят к нам уже со своими детьми. А наши медсестры выходят замуж за больных диабетом. Здесь любовь, понимание и поддержка — с обеих сторон, а ведь это — главное в жизни.

ВНИМАНИЕ КОНТРОЛЮ
Особо важно — научить наших пациентов занимать активную позицию в управлении диабетом, регулярно использовать средства самоконтроля. Да, непросто жить в провинции, где у людей не так уж много денег, но мы разъясняем им, что если затраты на средства самоконтроля достаточно велики, то все же это гораздо меньше, чем потребуется, чтобы лечить в дальнейшем поздние осложнения диабета. Мы мотивируем наших пациентов на то, чтобы обновлять знания о СД и закалять свою волю, чтобы преодолевать болезнь.

Помню, как однажды я никак не могла убедить одного 15-летнего подростка следить за своим режимом. Он отвергал наши рекомендации по самоконтролю, и не раз "скорая" привозила его к нам с кетоацидозом. Но вот он посидел на нескольких занятия "школы" и, видимо, многое переосмыслил в своем отношении к диабету. "Знаете, доктор, — сказал он мне, — я боролся с болезнью, а теперь понял: надо с ней дружить!"
У нас все больше больных "дружат с диабетом" и приобретают средства самоконтроля.

Этому способствует и всемерная поддержка нашей службы со стороны городской и областной администрации, лично мэра Иваново — Александра Васильевича Грошева, который всегда принимает участие в нашей программе ко Всемирному дню диабета. В течение двух последних лет он выделял средства из "Фонда мэра" на закупки детям, подросткам и беременным женщинам глюкометров, а также наборов тест-полосок. Сейчас достигнута договоренность о бесплатных поставках тест-полосок этим категориям пациентов раз в квартал.
Татьяна Николаевна показывает чистые, хорошо оборудованные кабинеты центра, произнося добрые слова в адрес "активного помощника" — В.И. Беляева, главного врача больницы и депутата Гордумы. Через кабинет диабетической стопы, имеющий свою перевязочную, в прошлом году прошло полторы тысячи пациентов. "Наряду с диагностической, — говорит молодой врач Елена Скородумова, — мы оказываем и лечебную помощь; так, 36 пациентам залечены нейропатические язвы.

Стараемся обследовать больных на ранних стадиях поражений, чтобы не допустить ампутаций. Наш главный ориентир — это профилактика".
— Конечно, у нас еще немало трудностей — не хватает квалифицированных эндокринологов, новейшего оборудования, да даже просто компьютеров в кабинетах врачей, — отмечает Татьяна Николаевна. — Но мы верим, что решим и эти задачи. А пока, могу сказать, эффективность работы центра налицо: уменьшилось число больных СД, поступающих в отделение по "скорой помощи"; меньший процент летальности; в последнее время не было смертей от диабетической комы. Сейчас мы готовимся к тому, чтобы все больше переходить на амбулаторную модель помощи больным.

В АРСЕНАЛЕ — ЛАНТУС
— О первом беспиковом аналоге инсулина 24-часового действия — Лантусе мы слышали давно, а у нас он появился минувшей осенью, — говорит моя собеседница. — Тогда же мы провели у себя конференцию на тему "Современные подходы к лечению СД 2 типа", на которой с лекцией по Лантусу выступила приехавшая из Москвы профессор Демидова. А затем, переведя около 20 пациентов на Лантус (это были пациенты с сахарным диабетом 1 и 2 типа), сами убедились на практике в том, что это действительно великолепный современный препарат, который улучшает качество жизни больных СД, создает надежную основу для устойчивой компенсации диабета, а, следовательно, и уменьшения риска развития его сосудистых осложнений.

Когда мы решали, кому из пациентов с СД 1 типа в первую очередь назначить Лантус, мы подбирали, в основном, тех, у кого тяжелое нестабильное течение диабета, резкие перепады "сахаров", частые гипогликемические состояния, продолжает Татьяна Николаевна. Мы размещали их в стационаре для детального наблюдения. Вначале не все проходило гладко с подбором дозы Лантуса, затем эти дозы оптимально определились, и даже суммарная суточная доза инсулина стала меньше. Серьезные гипогликемии на фоне применения Лантуса практически отсутствовали, легкие "гипо" отмечались в основном тогда, когда, например, случалась неучтенная физическая нагрузка либо передозировка инсулина короткого действия.
Что касается пациентов с СД 2 типа, то здесь мы отбирали тех, кто не мог достичь компенсации на терапии человеческими инсулинами плюс сахароснижающие пероральные средства. Пациенты стали получать Лантус и у них оставались таблетированные препараты, либо к Лантусу добавлялись инсулины короткого действия. В основном брали людей активных, ведущих динамичный образ жизни.

Есть у нас на Ланусе одна пациентка за 70 лет, с ампутацией обеих ног, передвигающаяся в инвалидной коляске, но и она человек энергичный, выполняет сама всю домашнюю работу, готовит обеды для семьи. Как-то недавно на "гипо" пожаловалась — не рассчитав своих сил, перегладила массу белья. А так на фоне Лантуса и у нее, и у других больных СД 2 типа все обстоит благополучно.

— Скоро, по прошествии трех месяцев от начала приема Лантуса, будем делать всем пациентам анализ на гликированный гемоглобин, тогда уточним и показатели компенсации, — говорит Татьяна Николаевна. — Но мы уверены в успехе этого препарата, дающего широкие возможности врачам при подборе терапии в зависимости от индивидуальных особенностей каждого больного. Поэтому и определились уже с будущими поставками Лантуса за счет областного бюджета, обозначив в заявке на год партию аналога для 50 больных; закупки у нас осуществляются раз в квартал.

МНЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ
Обе молодые женщины — инженер-энергетик Наталия Марова и работник торговли Татьяна Казакова — познакомились и подружились, когда оказались в одной палате эндокринологического отделения, при переводе их на Лантус. Сейчас они сидят передо мной и вспоминают свою "долантусовую эпоху".
Семь лет назад, когда Наташа училась на последнем курсе института и готовилась к защите диплома, стала плохо себя чувствовать, быстро утомляться, чувствовала неимоверную жажду. Считала, что все это из-за перенапряжения сил, а в итоге оказалась в областной больнице, куда ее отвезли на "скорой" в коме и где поставили диагноз: сахарный диабет.

Но не такой она человек, чтобы сдаваться. "Я — по натуре боец", — говорит Наташа. И диплом защитила, и работала, и замуж вышла, и будущего ребенка планировала ("пока временно пришлось отложить"). Только досталось ей несладкое течение "сахарной болезни": в течение дня ощущала резкие перепады "сахаров"; был рекорд, когда съела 1 кг сахара, а гипогликемия так и не оставляла ее; каждую ночь мерила уровень гликемии; регулярно на рассвете ее настигал "феномен утренней зари". Подобранные схемы инсулинотерапии не срабатывали. И тогда на помощь пришел Лантус.

Она вводит его с декабря, раз в сутки, утром в 8.30 — сейчас это 16 МЕ и "короткий" инсулин — 10 МЕ, затем в 18.00 — 3 МЕ "короткого". Фактически у нее стало меньше на три укола, так как не делает теперь инъекции в 4 часа утра, в 1 час дня и вечером, как раньше, второй "длинный". Тяжелых гипогликемий уже не бывает, легкие — только если переработает или перенервничает. Старается не нарушать диету. "На душе стало как-то спокойнее и легче", — признается Наталия.

— И у меня диабет тяжело протекал, — вступает в разговор Татьяна, — уровень гликемии мог быстро упасть с 18 до 3 ммоль/л и даже меньше. Мучилась по ночам — это был кошмар: вскакивать каждые два часа и мерить "сахар". Лантус решает мои проблемы. Радует, что ушла от ночных гипогликемий, что появляется стабильный фон гликемии. Начали мне подбирать дозу Лантуса с 8 МЕ, потом стали ее прибавлять, а "короткий" инсулин убавлять, и добились того, что мой дневной сахар крови стал меньше 10, а утренний –7 ммоль/л. Сейчас моя доза Лантуса — 18 МЕ, и я очень довольна.

"ОТ РАССВЕТА ДО РАССВЕТА"
Еще один пациент с СД 1 типа — 28-летний иеромонах Иероним, служащий в Преображенском кафедральном соборе города Иваново, — рассказывает свою историю.
Двенадцать лет назад, после выпускных экзаменов в школе, он почувствовал в своем организме что-то неладное, потерял разом 12 килограммов, сильно ослабел. Его мать — сама врач — поняла, что это диабет. И, по промыслу Божьему, вскоре он оказался в московской больнице МПС, у врача, имя которой хорошо знакомо читателям нашей газеты. Это ее научный консультант и постоянный автор — Эмма Анатольевна Войчик.

— Я буду благодарен ей всю жизнь, — говорит он. — Возможно, она и не помнит того худенького подростка, которого наставляла на путь истинный, выводила из тягостного внутреннего настроя, объясняя, что жизнь только начинается и надо научиться управлять своей болезнью, чтобы она не управляла мною. Пообщавшись с нею, походив в ее "школу диабета", я взглянул на жизнь и на себя по-новому, с тех пор я всегда контролирую себя и свою болезнь. Очевидно, мой первый доктор не знает, что, вернувшись домой, я поступил в Ивановскую духовную семинарию и, закончив ее, посвятил себя служению Богу.
— Не трудно ли, отец Иероним, быть священником при таком заболевании? Как, например, вы соблюдаете пост?
— Пост я соблюдаю, правда, частичный. И в храмовых службах диабет мне не помеха. Особенно с таким новым помощником, как Лантус.
Оказывается, отец Иероним использует инсулиновый аналог уже полтора месяца. Вводит он Лантус утром, в 7 часов, создавая то самое уникальное плато действия на протяжении 24 часов, которое сравнимо с естественной базальной секрецией инсулина в организме ("вот уж действительно "от рассвета до рассвета", — с улыбкой повторяет он девиз препарата).
Для него это очень важный момент, поскольку вечерние службы кончаются в 9 часов, и раньше ему зачастую приходилась смещать второй укол "длинного" человеческого инсулина; кроме того, тот давал пик в 11-12 часов ночи, что было крайне неудобно, не говоря уже о ночных и дневных "гипо" и сбоях приемов пищи на прежней схеме инсулинотерапии.

Сейчас он в полной мере ощущает преимущества Лантуса: его ровное, беспиковое действие, сведение к минимуму гипогликемических состояний, один укол в сутки и, наконец, чувство внутренней уверенности. Конечно, при этом постоянный самоконтроль, считает он, по-прежнему необходим.
— И еще я хочу сказать о своем нынешнем докторе — Татьяне Николаевне Батыгиной, всегда доброжелательной и открытой, — завершает нашу беседу отец Иероним. — У нас с ней теплые, лишенные всякой формальности отношения, что облегчает сам процесс лечения и мотивирует меня на активное участие в нем. Как учил апостол Павел, Бог силен обогатить вас благодатью, чтобы вы всегда были готовы на всякое доброе дело. Она и есть такой человек!

Ольга Трофимова, спец. корр. "ДН" Иваново — Москва


[печатать] [наверх]
Дизайн-студия "Арт-Бизнес-Центр"

© ЗАО "Арт-Бизнес-Центр" 2000-03. Все права защищены. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Диабет-Новости™, ДиаМир™, ДиаНовости™, Арт-Бизнес-Центр™ - зарегистрированные торговые марки.