Вернуться в Diabet-News  
главная
редакция
анонс
содержание
e-mail
 

Рубрики:

ТЕМА НОМЕРА

МОНИТОРИНГ ЦЕН

ДИАПАНОРАМА

ДИААНАЛОГ

ДИАКЛАСС

ДИАПУТЕШЕСТВИЕ

ДИАГНОЗ

ДИАРАКУРС

ЮВЕНИЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ

ДИАПОЧТА

ДИАСМАК

ДИАСЕМЬЯ

ДИАКЛУБ

апрель, 2005

ДИАПУТЕШЕСТВИЕ

НАШИ В ОКЛАХОМЕ


Неожиданно для себя Ольга Червоткина оказалась в штате Оклахома. Из Астрахани ее перенес туда не волшебный ураган из сказки, а американский проект по повышению квалификации сотрудников некоммерческих организаций. Лидером группы была Председатель комиссии по социальной политике Думы Астраханской области Наталья Афанасьева.


Американские представители этой программы ознакомились с нашими общественными организациями на местах, побывали на многих мероприятиях. И послали приглашения по своему выбору, — рассказывает Ольга Викторовна. – Встретили нас в аэропорту г. Талса хлебом и солью, но обниматься, целоваться мы не спешили, так как предварительно готовились и в Интернете читали законы штата Оклахомы. Там было написано, что нельзя прилюдно целоваться, нельзя подходить к человеку ближе 60 сантиметров.
И самое удивительное, нельзя вдвоем откусывать от одного и того же яблока. Поэтому, когда Боб Лисер — директор программы @Cоmmunity Connections@ Tulsa Global ALLiance — нам предложил хлеб и соль, мы
целоваться побоялись… Название штата Oклахома произошло от двух слов языка племени Чокта: "okla" — люди и "humma" — красный цвет, поэтому название штата буквально означает "красные люди". Ранее штат назывался "Индейские территории", и сейчас в нем живут индейцы 67 племен. Наша программа финансировалась Бюро по образованию и культуре Госдепартамента США.
Сначала нас ознакомили с программой и буквально сразу же начались занятия. Мы жили в гостинице, потом переехали в американские семьи. Я остановилась в семье удивительно добрых и отзывчивых людей: профессора-микробиолога университета Оклахомы Стенли и его жены, второго президента Германского клуба Талсы в Америке, Барбары Конрад. Благодаря им я познакомилась с культурой США в различных аспектах. Я была участницей двух потрясающих карнавалов: немецкого молодежного (для спецклассов, изучающих немецкий язык) и американского, увидела образцы мексиканской и китайской культуры, и все это в красках, в костюмах, в ритмах. А была и просто улица.
У дома Барбары и Стенли — лужайка с керамическими сказочными квакушками, медведями, лебедями, воздушными стрекозами под раскидистой магнолией и величественными кипарисами. А еще, несмотря на зиму, — цветы, и пусть их немного зимой, но они чудесные, и так представлен каждый дом на улице, и везде свой дизайн. Что характерно — никто ничего не рвет и не ломает, не сорит…

ИНВАЛИДЫ В БАССЕЙНЕ

В рамках инвалидной программы нам показали организацию "Паралимпийские игры". Я видела слезы на глазах детей-инвалидов, которым вручали медали, разговаривала с этими детьми. Мне подарили на память серебряную паралимпийскую американскую медаль с пожеланиями о перспективе сотрудничества. Причем Америка — единственная страна, в которой проводятся Паралимпийские игры для больных с психическими заболеваниями. Мы были в Оклахома-Сити, Канзасе, Талсе, проезжали штат Невада, и, несмотря на то, что каждый штат живет по-своему, к инвалидам везде отношение одинаковое — им готовы помочь. В кафе, магазине, музее, парке, на стадионе — везде активно живут, занимаясь своими делами, люди с ограниченными возможностями, так как у них даже в мыслях нет, что не будет где-либо для них доступа. Право человека на жизнь соблюдается незыблемо. Меня изумили два бассейна, оборудованные специальными колясками. Я видела, как пересаживают безногого инвалида в коляску, как он вплывает в бассейн, потом специальное устройство "пересаживает" его на особый плот и он самостоятельно плывет среди других людей. Никто не сверлит его глазами, к этому все привыкли, это совершенно обычное явление. Вот на этот пандус в бассейне я смотрела широко раскрытыми глазами.
Каждый день мы бывали в трех-четырех некоммерческих организациях (НКО), школах, реабилитационных центрах.
Ну, конечно, больше всего меня поразила Американская диабетическая ассоциация (АДА) — национальная ведущая некоммерческая организация здравоохранения, основанная в 1940 году.
Миссия ассоциации состоит в том, чтобы преодолеть диабет и улучшить жизнь всех людей с диабетом. Выполняя эту миссию, американский фонд ассоциации диабета издает научные журналы, книги, отчеты по диабету, популярные издания: журнал, книги, брошюры, буклеты, плакаты… Об Американской диабетической ассоциации нам больше всего рассказывала Анн Рихардс Кетчум, исполнительный директор АДА.

КАК АДА ДЕНЬГИ ЗАРАБАТЫВАЕТ

Ассоциация поражала, во-первых, своей независимостью, силой, умением зарабатывать деньги. Только представьте, каждый год она дает на развитие науки, направленной на лечение диабета, 300 тысяч долларов!
И это при том, что не финансируется правительством, разве только в случае получения правительственного гранта. Ассоциация активно включена в научные исследования и защиту прав людей с диабетом.
Они владеют искусством файндрайзинга. Выпускают книжки, проводят различные акции. Деньги АДА приносит и "мелочевка", например, кепочки с вышитой символикой, футболки с оттисненными эмблемами спонсоров.
Или взять изготовление кукол — мишек, поросят, сувениров: все привязано к сахарному диабету, несет информацию. На куклах тоже ставят эмблемы, и они продаются очень дорого.
Помимо этого, АДА очень активно участвует в различного рода шопингах: это отделы в магазинах, где продаются товары, выпускаемые под эмблемой Ассоциации. Помимо этого есть у них и полезные продукты, но вообще — товар разный — там и медвежата, и маечки, и футболочки, в общем, все, на чем есть эмблема. И за эмблему они получают денежку. А когда идет акция, то люди, покупая полезную продукцию, получают игрушку, символику якобы бесплатно. Но все довольны…
Нас привезли в город Талса, в котором самое большое количество некоммерческих организаций. Это связано с тем, что в прошлом этот город — нефтедобывающий и там очень много богатых людей, которые с удовольствием принимают участие в благотворительных акциях. Нам показывали газеты в Талсе, в которых напечаны репортажи о таких благотворительных вечерах, а также анонс на будущее, чтобы каждый мог выбрать себе такой вечер. Мы были в редакции одной из таких газет и подробно изучили эту схему работы.
Меня заинтриговало что именно предлагают богатым людям, что тем хочется приходить на благотворительные вечера? Выяснилось, что АДА проводит приемы (богатые американцы считают за честь быть приглашенными на них!), где рассказывает о здоровом образе жизни, где даются рецепты, полезные советы всего на свете. Там проводятся всякие аукционы, на которых они зарабатывают большие деньги.
И все это приобретает характер шоу, ведется прямой репортаж по телевидению, по радио, не жалеют слов благодарности, но она всегда конкретна: кому и за что. Это настоящие светские рауты. Все продумано, начиная с пригласительных билетов, в которых указана форма одежды. Да, люди борются за право получить билеты на эти мероприятия. В принципе такое зарабатывание денег меня, конечно, заинтересовало — это не попрошайничество, а достойная работа. Наверное, за этим стоило ехать.

НЕ РАСПЫЛЯТЬ СВОИ СИЛЫ

У нас пока такой культуры нет. Но для того, что бы это работало, организация должна иметь свое имя, свое лицо и соответствующий статус, а чтобы этого добиться, нужно очень много работать, исполняя уставную деятельность, доказывая людям свою искренность в работе. В Америке одна Ассоциация на всю страну. И она ведет основную работу: финансирование, членство, взносы, спонсоры — все через нее, а работают филиалы на местах, выполняя только основные уставные задачи, получая стабильно заработную плату и деньги на выполнение работ. Даже когда файндрайзинг проводится на местах — часть отдается в центр. Именно поэтому не создаются новые альтернативные организации. Другое дело, у нее есть свои филиалы по всей стране, но подчинение единое. И никакой головной боли. (Такими у нас были изначально общества ВОС, ВОГ и ВОИ, но как только прекратилось финансирование из центра в том объеме, чтобы жить организации достойно, начались в этих общественных организациях проблемы внутри и, спустившись из сытости к реальности, эти организации стали серьезной преградой для вновь созданных, никем "не кормленных" НКО.) А у нас? Я представляла две организации — Астраханское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов " Российская диабетическая ассоциация" и Астраханский областной общественный фонд инвалидов с эндокринными заболеваниями. Вот этого они понять ну никак не могли. А когда я им сказала, что у меня вообще-то пять организаций, им "стало плохо", им невозможно объяснить, что сегодня по-другому в России выжить невозможно.
Еще одно наблюдение, в данный момент непопулярное, но все же не могу о нем не сказать. Больные сахарным диабетом имеют ровно столько, сколько стоит их страховка. Средняя стоимость страховки в месяц 800 долларов США, и деньги строго считаются. Качество жизни больного сахарным диабетом зависит от его страховки и материального состояния. Там нет понятия льгот, есть лишь торговые скидки в магазинах (и для всех). Дело в том, что там нет понятия "инвалид" вообще и нет категории льготы. На мой вопрос о ребенке-инвалиде в семье мне ответили, удивляясь: у ребенка есть родители, и это их ребенок и их проблема. Есть помощь малоимущим семьям по спецпрограммам, но она оказывается в случаях, когда семья пытается стать на должный уровень, т.е. дали копейку — заработай для семьи рубль, и мы дадим две копейки, и т. д. Но эта система реально работает, и люди получают не только заработанные дома, но и достойное качество жизни. Помощь идет от некоммерческих организаций, которые занимаются теми людьми, которым нужно помогать. Причем их деятельность прозрачна: приходишь, тебе дают бюджет, им нечего скрывать, они между собой дружат, они полностью независимы, и у каждого свой файндрайзинг, а еще все НКО организовали волонтерский клуб и работают сообща. Мы были на заседании волонтерского клуба, и как же захотелось такой обстановки дома! Но у нас другие законы, другие НКО и — увы — до прозрачности очень и очень далеко.
(Окончание — в следующем номере)

Записала Наталия Смирнова

 

[печатать] [наверх]
Дизайн-студия "Арт-Бизнес-Центр"

© ЗАО "Арт-Бизнес-Центр" 2000-05. Все права защищены. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Диабет-Новости™, ДиаМир™, ДиаНовости™, Арт-Бизнес-Центр™ - зарегистрированные торговые марки.