Вернуться в Diabet-News  
главная
редакция
анонс
содержание
e-mail
 

Рубрики:

ТЕМА НОМЕРА

ОТВЕТ ИЗ МИНИСТЕРСТВА

ДИАПАНОРАМА

ДИАГНОЗ

ДИАФИРМА

ДИАГРАНЬ

ДИАЛАГЕРЬ

ДИАДАТА

ДИАВЗГЛЯД

ДИАСПОРТ

ДИАСЕЗОН

ДИАГОНАЛЬ

ДИАСМАК

ДИАЧАТ

ДИАКЛУБ

сентябрь, 2005

ДИАФИРМА

ЛАНТУС: ВЗГЛЯД ПАЦИЕНТОВ

С появлением в клинической практике первого беспикового аналога инсулина 24-часового действия — Лантуса у врачей открылся широкий простор при подборе терапии в зависимости от индивидуальных особенностей каждого пациента с диабетом как типа 1, так и типа 2.

К.м.н. Людмила Викторовна Недосугова, доцент кафедры эндокринологии Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова, можно сказать, — ветеран работы с Лантусом. Она принимала участие еще в его клинических исcледованиях в России, проходивших три года назад, и с тех пор накопила большой опыт в ведении больных диабетом на этом препарате.
Сегодня мы беседуем с ее тремя пациентами, которые рассказывают о том, как изменилась их жизнь при переходе на инсулиновый аналог Лантус.

И ЭФФЕКТ, И СВОБОДА!

У 19-летней москвички Маши Савро диабет типа 1 с девяти лет.
- Вообще-то мы — ассирийцы и с папиной, и с маминой стороны, — с гордостью говорит девушка. — Мама жила в Тбилиси, а как вышла замуж за папу, так и переехала к нему в Москву. Родилась я, потом братик Юра. А потом случилась беда — папа погиб в автокатастрофе. И дедушка сказал: "Никуда вас не отпущу, это ваш дом, будете жить здесь". Мы и остались, мама стала работать медсестрой. Кстати, у моего дедушки диабет типа 2, и это он посоветовал мне проверить сахар крови, когда я стала худеть, засыпать на уроках, и меня постоянно мучила жажда.
Замечу попутно: в жизни, оказывается, так много неожиданных поворотов. У моей лучшей подруги Тани, живущей в нашем подъезде, отец тоже погиб при автомобильной аварии, а у ее бабушки выявлен диабет типа 2, и сейчас она уже перешла на инсулинотерапию.
Словом, через год после гибели папы, объявился мой диабет. Для меня это был шок: как же — всю свою жизнь делать уколы?! Помню, первые два года, как только подходило время инъекции, бегала от мамы по всей квартире. Потом постепенно стала привыкать; узнала много нового и поучительного для себя, когда впервые, в 13 лет, пошла в "школу диабета" в больнице МПС. В 14 лет лежала в детском отделении Эндокринологического научного центра, где мне подбирали дозы Хумалога, и тоже проходила обучение. Своё 15-летие я встретила в Морозовской детской больнице, и снова "школа диабета".
Как видите, я становилась все более грамотным пациентом, вот только мои "сахара" не хотели этого признавать: постоянные резкие колебания уровней сахара крови, мучавшие меня гипогликемии, когда по утрам меня просто трясло. Не раз вызывали "скорую", и я оказывалась в реанимации. Когда мне исполнилось 17, доктор Людмила Викторовна посоветовала мне в качестве базального инсулина перейти на инсулиновый аналог Лантус 24-часового действия.
Я в то время наблюдалась у нее в больнице №67 и прямо из палаты ездила сдавать вступительные экзамены в Московский государственный индустриальный университет. Стали подбирать нужную дозу, добиваясь стабильного тощакового сахара; каждые 2-3 недели я с дневником самоконтроля ездила к врачу на корректировку. Вначале у меня была доза 57 МЕ Лантуса, затем 53 МЕ. Уже через три месяца мой гликированный гемоглобин снизился с 11,2% до 9,7%.
Короче, и в университет, на экономический факультет, я поступила, и, благодаря усилиям Людмилы Викторовны, мы добились коррекции углеводного обмена: теперь у меня нет резких скачков сахара, фактически исчезли гипогликемии, и если бывают легкие "гипо", то это, скорее, из-за сбоев в режиме.
Конечно, одна инъекция Лантуса в день плюс три "подколки" (в целом от 25 до 30 МЕ) инсулина короткого действия на основные приемы пищи — это очень удобно для моего динамичного студенческого режима. Мне приходится много ездить по Москве (учеба и мой дом — в разных концах), в университете — передвигаться по разным корпусам, летом я отправляюсь к бабушке на дачу в Калужскую область. Но где бы я ни была, я всегда спокойна: Лантус, который точно воспроизводит базальную физиологическую секрецию инсулина, дает мне чувство свободы и уверенности.
И есть еще один, очень важный для меня, эффект, который я связываю с моей схемой инсулинотерапии. Дело в том, что — не поверите! — я была очень полной. С переходом на Лантус я заметила, что стала меньше хотеть кушать, отказалась от привычки что-то беспрестанно жевать. И, как говорят друзья, "половина моя" ушла, то есть я похудела с 72 до 58 килограммов, и этот вес держу. Конечно, за питанием своим слежу, хотя я и не на особой диете, питаемся семьей, все вместе.
Мои планы? Закончив учебу, найти хорошую работу; о замужестве пока не думаю, хотя знаю — в моей будущей семье дети будут обязательно. А сейчас рано — за младшим братом следить еще надо, шалопай он у нас…

СОВСЕМ ДРУГОЕ ДЕЛО…

Уже четверть века из своих 46 лет Марат Муртазин живет с диабетом. Родился и вырос он в Караганде; окончив школу, пошел работать и заочно стал учиться на историческом факультете университета.
- Вот только диагноз "диабет типа 1" прозвучал тогда, в начале 80-х, как приговор моим планам, — говорит он. — Инсулины свиные были ужасные, шприцы того хуже, а вместо приборов самоконтроля — самые примитивные методы. Помню, как в больнице, куда меня положили с высоченными "сахарами", врач на осмотре просила показать язык: если сухой — значит дозу инсулина надо увеличить. Тогда, очевидно, и стала закладываться основа для моего будущего осложнения — начальной стадии диабетической нефропатии.
В 25 лет Марат принял решение покинуть Казахстан и перебраться в Москву. Это сейчас всё гладко рассказывать, а только представьте, на скольких подработках пришлось побывать, через сколько испытаний пройти, чтобы заработать столичную прописку, жилье, завести свою семью и … не упускать диабет! Первые годы он нигде не наблюдался, сам покупал инсулин в аптеках. По выражению Марата, "помотало" его по московским больницам.
Стало легче, когда пошли генно-инженерные инсулины и стали внедряться точные глюкометры. С чувством благодарности говорит он о враче поликлиники №102 Надежде Владимировне Крюковой, которая направила его в Диабетологический центр на Пречистенке. Там, в "школе диабета", он осознал, что умение самому управлять диабетом, быть в постоянном партнерстве с врачом — неотъемлемая часть всего процесса лечения. А год назад его врач дала ему направление в больницу №67, к доктору Недосуговой, чтобы апробировать переход на Лантус.
- При моем вольном образе жизни, — объясняет Марат, — это идеальный инсулин: ввел его на ночь, утро полностью свободно, распоряжаюсь им по своему усмотрению, и одного укола хватает на сутки. Раньше инсулин средней продолжительности действия приходилось вводить 3 раза за день, плюс еще 3-4 инъекции "короткого" инсулина в зависимости от принятых углеводов — вот и считайте, сколько набегало уколов. На Лантусе, без сомнения, более стабильные показатели сахара крови, практически нет гипогликемий. И я твердо знаю: теперь всё зависит от моего дальнейшего самоконтроля. Конечно, жизнь с Лантусом — совсем другое дело, чем то, что я имел на старте своей болезни. И если бы он был у меня раньше, думаю, я мог бы потягаться сейчас даже с "идеальным диабетиком" — Биллом Клинтоном!
… Марат пришел к нам в редакцию подписаться на "ДиаНовости" и купить книжные новинки по диабету сразу по возвращении из отпуска.
- Ездил в Караганду, — рассказывает он, — повидаться с давними друзьями, одноклассниками; дорога, кстати, на поезде занимает в одну сторону двое с половиной суток. И в путешествии вновь ощутил преимущества Лантуса с его ровным, беспиковым действием, без каких-либо неприятных сюрпризов, как это бывало, например, на инсулине НПХ с пиком действия, наступавшим через несколько часов после введения. Мы обсудили с Маратом суперновость, как мы назвали ее в предыдущем номере "ДН", — открытие консультационной линии для пациентов с диабетом — "Оптилайн".
- Это хорошая инициатива компании "Санофи Авентис", — заметил наш собеседник. — У больных СД всегда могут возникнуть любые вопросы, связанные с применением Лантуса или шприц-ручки ОптиПен Про, и очень важно вовремя получить на них компетентные ответы. Полагаю, при случае я также воспользуюсь этой безупречной "скорой помощью" (напоминаем читателям ее номер: 8-800-200-65-70, звонки из всех городов России бесплатные — Ред.).
На наш вопрос, чем, к примеру, Марат может поинтересоваться у врача-консультанта на "Оптилайн", он, не задумываясь, ответил:
- Да мало ли чем! Вот, например: как влияет прием алкоголя, пусть даже в небольших дозах, на понижение уровня сахара крови на фоне Лантуса? Или: каковы нюансы инсулинотерапии Лантусом, когда имеешь дело со сменой часовых поясов? Как вы понимаете, это вопросы, вытекающие из моего отпуска; могут быть и другие…

КОГДА ВРАЧ — САМ ПАЦИЕНТ…

Доктор Сергей Какорин, заведующий 2-м кардиологическим отделением московской больницы №53, — большой специалист не только в своей области (сейчас он готовится защищать докторскую диссертацию по кардионеврологии, тема — боль в грудной клетке), но и в эндокринологии. И не только потому, что у него есть соответствующий сертификат, но и потому, что он сам последние 14 лет — пациент с СД типа 1.
- Когда болеешь диабетом, — замечает он, — очень важно с первого же года грамотно представлять себе процесс лечения, чтобы в будущем обезопасить себя от сосудистых осложнений. Это как автомобиль: если многое о нем знаешь, правильно делаешь всякие смазки-промазки, вовремя занимаешься профилактикой, то и будет всё в порядке.
По сути мы решили проблему диабета, говорят в Европе и во всем мире, поскольку создали прекрасные инсулины (и один из них — как раз Лантус), совершенные средства самоконтроля (чтобы пациент полагался не на ощущения, а на точно выверенный уровень сахара крови) и "школы диабета" (чтобы обучать людей управлять своим заболеванием). Нужно лишь, чтобы все эти три "кита" нашли свою гавань в каждом конкретном случае.
В самом деле, диабет — это образ жизни, и из него нельзя выходить. Если ты где-то погрешил, позволил себе расслабиться, будешь потом расплачиваться за это высокими "сахарами". И исключений здесь не бывает…
Мне, например, диабет не мешает, утверждает Сергей Валентинович. Я стараюсь не допускать губительных перепадов в уровне сахара крови; ну, легкие "гипо", конечно, могут быть, но их, перекусив, можно быстро убрать (при приближении гипогликемического состояния я, например, бросаю в рот "твердокаменную" конфету "Грильяж", и она, потихонечку всасываясь, "работает" — надолго хватает!). При осмотрах пациентов в отделении мне приходится много ходить и тратить энергии, и я рассчитываю свою физическую активность так же, как и свои приемы пищи. И здесь незаменимы "короткие" инсулины.
Что же касается базального инсулина длительного действия, то, бесспорно, очень хорош и наиболее удобен Лантус — инсулиновый аналог 24-часового действия. Всего одна инъекция в сутки! — это порой очень важно для человека не только с точки зрения его режима и занятий, но и с психологической точки зрения. Подобранная мне вместе с доктором Недосуговой доза Лантуса — это 28 МЕ. Могу сказать, что моя схема инсулинотерапии стабильно обеспечивает мне гликированный гемоглобин в "коридоре" нормы.
Особо следует отметить значимость беспикового действия этого инсулинового аналога. Через полтора-два часа после инъекции достигается равномерное его всасывание в кровь и создается уникальное плато эффекта на протяжении 24 часов. Оно сравнимо с той базальной секрецией инсулина, когда в организме постоянно секретируется 1-2 МЕ инсулина в час.
Таким образом, Лантус улучшает качество жизни больных СД, создает надежную основу для устойчивой компенсации диабета, а, следовательно, и уменьшения риска развития его сосудистых осложнений.
Естественно, любой пациент добивается лучших результатов в лечении, если он действует согласованно с доктором и его болезнь протекает под строгим врачебным контролем. И если, например, у больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями выявляется наличие отеков или у пациента с диабетом фиксируются нежелательные изменения в уровне сахара крови, то немедленно должна следовать корректировка терапии.
- Мы не должны забывать о том, что сегодня основная причина смертности во всем мире — это сердечно-сосудистые заболевания, которые — увы! — так часто сопутствуют диабету, — заключает д-р Какорин. — Тем не менее, если пациент контролирует свой диабет на основе трех выше названных "китов" (современные инсулины, самоконтроль , знание своей болезни), он вполне может избежать сердечно-сосудистых осложнений и подойти к преклонному возрасту даже в более здоровом виде, чем его сверстники без диабета. Это — реально!

 

[печатать] [наверх]
Дизайн-студия "Арт-Бизнес-Центр"

© ЗАО "Арт-Бизнес-Центр" 2000-05. Все права защищены. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Диабет-Новости™, ДиаМир™, ДиаНовости™, Арт-Бизнес-Центр™ - зарегистрированные торговые марки.