Вернуться в Diabet-News  
главная
редакция
анонс
содержание
e-mail
 

Рубрики:

ТЕМА НОМЕРА

И СНОВА "ЖИЗНЬ БЕЗ ВЛАСТИ ДИАБЕТА"!

ДИАПАНОРАМА

ДИАФИРМА

ДИАГОНАЛЬ

ДИАПРОЕКТ

ДИАМИКС

ЮВЕНИЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ

ДИАЧАТ

ДИАРАКУРС

ДИАЭКСПЕРТИЗА

ДИАСМАК

ДИАГРАНЬ

ДИАКЛУБ

март, 2005

ДИАМИКС

ОПЕРЕДИТЬ ОСЛОЖНЕНИЯ!

За последние годы психология значительного числа жителей России претерпела существенные изменения. Многие перестали быть оптимистами, ждут от жизни только плохого, a если кругом и так плохо, считают, что будет еще хуже. Так сложилось, что многие перестали верить в государство и в здравоохранение в том числе. Однако люди, прошедшие обследование в мобильном диагностическом центре, организованном Эндокринологическим научным центром РАМН и компанией "Ново Нордиск", вряд ли скажут, что их судьба стране безразлична.

"ЛЕГКИЙ" ДИАБЕТ
Диабет — проблема далеко не личная, это проблема всего общества. И не только потому, что государству приходится каждый месяц доставать деньги из государственного кармана — казны — на закупку средств самоконтроля и лечение. Заболеваемость диабетом типа 2 растет повсеместно, и Россия не исключение, каждый год кто-то из пациентов диабетом, в силу его серьезных осложнений, становится нетрудоспособен, зависим от окружающих. A общество, разумеется, серьезно переживает вместе с больным, ведь оно не безлико, ведь оно складывается из близких и друзей пациента, их друзей и знакомых. Поэтому и был организован этот совсем непростой и далеко недешевый проект — мобильный центр, который передвигается из города в город с дорогим оборудованием, a самое главное — его работу обеспечивают высококлассные специалисты.
Как ни странно, многие люди с диабетом типа 2, считают, что их болезнь — вовсе и не болезнь и что им очень повезло, раз они заболели вторым, а не первым типом диабета. Безусловно, сахарный диабет типа 2, в отличие от диабета типа 1, в первые годы можно контролировать диетой, физической нагрузкой и сахароснижающими препаратами, но диабет есть диабет — он неизбежно на каком-то этапе приведет к тяжелым осложнениям. Слепота, инфаркт миокарда, нарушение мозгового кровообращения, гангрена нижних конечностей — вот неполный перечень осложнений сахарного диабета типа 2. Эти осложнения такие же тяжелые, как и те, которые более характерны для больных с сахарным диабетом типа 1. В каком-то смысле тем, кто страдает диабетом типа 2, повезло меньше. Ведь в отличие от диабета типа 1, их диабет, развившись, может притаиться и выжидать долгие годы, прежде чем себя проявить. За это время у человека развиваются серьезные осложнения, которые, как известно, гораздо легче предотвратить, чем лечить. Поэтому ни у Эндокринологического научного центра РАМН, ни у компании "Ново Нордиск" не возникало ни малейших сомнений в необходимости "Помощи на колесах".

КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ
Сейчас ведущие диабетологи страны начали осознавать: своевременно выявленный диабет — это только полдела. Главная и, пожалуй, самая трудная задача — убедить людей с диабетом типа 2 в грамотном лечении этого непростого заболевания и, в том числе, в необходимости своевременного перехода на инсулинотерапию. В этом вопросе камнем преткновения становится именно миф о "хорошем" диабете типа 2. Люди не ждут от него большого коварства, считают его пустяком, а в результате оказываются в тяжелом состоянии на больничной койке. Безусловно, не во всем виноват пациент. Если его эндокринолог сам страдает от недостатка информации или лечит лишь при помощи знаний, почерпнутых из старых учебников, не желая идти в ногу со временем, то чего ждать от пациента? Неспроста мобильный центр — это не только выявление диабета и его лечение, но еще и просвещение. Ведь на приеме специалист из Эндокринологического научного центра обязательно выяснит, сколько лет пациент страдает диабетом и, в случае необходимости, объяснит, как важна для его жизни начатая вовремя инсулинотерапия. А если диабет у пациента вновь выявленный, обязательно объяснит ему, что нельзя всю жизнь отрекаться от инсулина, потому что, в любом случае, настанет время, когда инсулин будет просто необходим. Для таких пациентов очень важно знать о существовании инсулиновой смеси НовоМикс 30. Важно заранее знать, что не придется каждый день делать по пять инсулиновых инъекций, когда современная фармацевтика позволяет вводить инсулин всего один-два раза в день, обеспечивая при этом высокую эффективность лечения. Эти знания приносят пациентам спокойствие, и переход на инсулинотерапию воспринимается не как незаслуженное наказание, а просто как новый этап в лечении диабета. Что касается препарата НовоМикс 30, то он — вполне заслуженное облегчение для всех людей с диабетом типа 2.

"МЫ ТАМ, ГДЕ НУЖНА НАША ПОМОЩЬ"
Сегодня у наших читателей появилась возможность узнать о целях и работе пятилетнего проекта "Скрининг сахарного диабета и его осложнений" из первых рук. Редакция газеты "ДН" встретилась с заведующим отделением эпидемиологии и государственного регистра СД ЭНЦ РАМН, профессором Юрием Ивановичем Сунцовым.
— Юрий Иванович, расскажите, каковы были и есть основные задачи проекта, девиз которого "Мы там, где нужна наша помощь"?
— Прежде всего, мы стремились сделать так, чтобы пациент, обратившийся в наш центр, получил весь комплекс медицинского обследования, необходимого при диабете. Кроме того, мы оценивали и состояние лечебно-профилактической помощи больным СД в том регионе, где проводили обследование. Любой пациент не понаслышке знает, сколько времени уходит на то, чтобы пройти обследование у офтальмолога, невролога, нефролога, специалиста по "диабетической стопе", сердечно-сосудистым заболеваниям. Один-два месяца, не меньше. А ведь многие пациенты с диабетом — это занятые люди, ведущие активный образ жизни и умеющие ценить свое время. Безусловно, ради здоровья можно пойти и не на такие жертвы, но к чему, когда, практически, все обследования можно пройти за один день? Печальный опыт показывает, что и врач, работающий в поликлинике, можно сказать, в режиме нон-стоп, настолько перегружен работой, что часто упускает тот момент, когда пациента следовало отправить на обследование к тому или иному специалисту. В результате, диабет не выявляется своевременно, а у пациентов с уже выявленным диабетом развиваются или начинают прогрессировать осложнения. Наш проект попытался разорвать этот порочный круг. Мы анализировали данные скрининговых исследований, подводили под них фактические и экономические доказательства, делали выводы, подсказывали врачам, как они должны улучшить свою работу, а пациентам — как следить за своим состоянием, как "управлять" лечением сахарного диабета.
— Изучив недостатки существующей системы диабетологической помощи, вы планируете разработку необходимых рекомендаций, направленных на ее совершенствование?
— Это одна из самых важных задач, которую нам предстоит решить. Ведь внедрение в практическую работу врача новых технологий лечения диабета и его осложнений, важно организовать так, чтобы качество жизни ни одного больного при этом не пострадало. Но с уверенностью уже сейчас могу сказать: реализация нашего проекта принесла свои плоды. Получив данные о недоработках, мы привлекли к ним внимание руководителей здравоохранения на местах. И, прежде всего, мы обращали их внимание на такую проблему: большое число людей в регионах страдают диабетом, не зная об этом, а потому не получают необходимого лечения. Мы доказывали: пациент со своевременно выявленным диабетом и правильно проводимым лечением — абсолютно полноценный член общества. Ведь результаты исследований в рамках проекта показывают: более половины людей с СД типа 2 не знают о своем заболевании, хотя уже имеются его симптомы, пусть и не четкие, но больной уже может о них рассказать на приеме у врача. Более того, у 10-30% этих больных уже имеются такие осложнения, как ретинопатия, нефропатия, полинейропатия, список можно продолжить. Эти данные — сигнал тревоги для руководителей на местах, явный призыв к действию.
— Но невозможно обследовать все население региона…
— Верно, но это и не наша задача. Этим должны заниматься врачи многих специальностей. Нужно быть внимательнее к пациенту на своем приеме и при подозрении на сахарный диабет сделать соответствующий анализ крови. По результатам обследования населения, мы можем сказать сколько в регионе не выявлено пациентов СД. Выявить их — задача здравоохранения этого региона. При этом, мы оказываем помощь конкретным пациентам, и это немаловажное достоинство проекта. Мы решаем их проблемы, связанные с диабетом и его осложнениями. Те проблемы, которые без нас им было бы очень трудно решить. Да, мы не можем оказать помощь всем пациентам региона, к нам попадают лишь те 600 человек, которые попали в случайную выборку. Но, повторюсь, мы делаем выводы, находим проблемы и обсуждаем их с руководством региона. И, должен сказать, эти проблемы, важность которых раньше недооценивалась, довольно часто решаются очень оперативно. Мы проводим конференции, на которые собираем эндокринологов со всего региона, и подробно обсуждаем с ними не только результаты проведенных нами исследований, но и пути более эффективной помощи больным. Например, в ходе одного подобного обсуждения мы поставили вопрос о том, что инсулиновые аналоги следует применять более широко, и о том, что метаболический контроль местных пациентов находится на недопустимо низком уровне. Результат обсуждения — были выделены необходимые средства на закупку современных инсулинов, средств самоконтроля и на подготовку специалистов.
— Сколько регионов проект уже охватил?
— Девять регионов России. И по завершении работы в каждом регионе мы проводили мероприятия, убеждали и доказывали руководству здравоохранения региона необходимость проведения тех или иных мероприятий, повышающих уровень лечебно-профилактической помощи всем пациентам региона, а не только тем 600 пациентам, которым посчастливилось обследоваться в нашем центре. Мы рассказывали о новых подходах в лечении диабета типа 2 и помогали не только словом, но и делом. Например, если больному рекомендовалось лечение инсулином, которым здравоохранение региона не располагало, мы решали и этот вопрос.
— А как вы его решали? Наверняка, после отъезда центра инсулин заканчивался, и больной снова вынужден был перейти на старый?
— Нет, такого, чтобы выдали инсулин на несколько месяцев и уехали, а дальше живи, как хочешь, не было. Наши специалисты договаривались и с лечащими врачами пациентов, и с лицами, отвечающими за обеспечение инсулинами, о том, что пациент будет получать именно рекомендованное ему лечение, а не другое.
— Есть у мобильного центра принципиальные черты, отличающие его от современных поликлиник?
— Безусловно! "Диабет-центр", решая научные и практические задачи, в то же время представляет собой модель современного подхода к оказанию высокоэффективной помощи на местах. Если бы мы организовали подобное ему учреждение на уровне районного здравоохранения, затраты на его обслуживание составили бы не меньше 20 тысяч долларов в месяц. А где такие деньги взять? Но такой центр, как наш, на региональном уровне (в области, крае или республике) эффективен и экономически оправдан. Руководители регионов не отказались бы от такого, да они и сами в разговорах с нами не раз это признавали.
— А что врачи? Как они относятся к центру? Ведь стоит признать, он не только благородное служение пациенту, но и бесконечные командировки, в отрыве от семьи и привычного окружения?
— Да, наши специалисты ездят в довольно отдаленные регионы, и их работа за год складывается в месяцы. Это тяжело, хотя работают они в хороших условиях. И, тем не менее, ни у одного специалиста пока не появилось желания выйти из проекта, потому что благодарность пациентов, которым мы оказываем помощь, приносит нам огромное удовлетворение и желание работать для них дальше. Наша работа им необходима, и в этом у нас не возникает сомнений.

 

[печатать] [наверх]
Дизайн-студия "Арт-Бизнес-Центр"

© ЗАО "Арт-Бизнес-Центр" 2000-05. Все права защищены. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Диабет-Новости™, ДиаМир™, ДиаНовости™, Арт-Бизнес-Центр™ - зарегистрированные торговые марки.