КАК
ДЕЛА В БЛИЖНЕМ ЗАРУБЕЖЬЕ
КАЗАХСТАН: ЭКОНОМЯ КОПЕЙКИ
– ТЕРЯЕМ ТЫСЯЧИ
Наш Казахстан – страна, которой можно гордиться, и мы
гордимся ею. Но давайте не абстрактно говорить о народе, вернее,
о части его – людях с диабетом (нас 100 тысяч, или ~0,7% всего населения).
Нас так мало! Почему же необходимо экспериментировать над нами?
Почему существует такой слабый заслон для продуктов и медицинских
препаратов при их регистрации? Порой создается впечатление, что
Казахстан рассматривается производителями как свалка для ненужных
в собственных странах продукции.
Уже пять лет Диабетическая ассоциация Республики Казахстан (ДАРК)
поднимает вопрос о пересмотре закона о госзакупках. Да, закон говорит
о качестве и эффективности, да, при тендерных комиссиях созданы
экспертные группы. Но как эксперт может доказать малую эффективность
препарата или его неудовлетворительное качество без лабораторий
с соответствующим оборудованием и без обученных кадров? Только на
личном опыте больных, основанном на осложнениях и плохом самочувствии?
Сегодня ситуация такова: наши лаборатории полностью не обеспечены
необходимым оборудованием. Отсутствует единый протокол клинических
исследований жизненно важных препаратов. Не хватает обученных специалистов.
В настоящее время уже зарегистрировано 58 наименований инсулинов
из 8 стран. Как будто хорошо. Но 5 наименований из них – это инсулины,
против которых бастуют люди с диабетом, живущие в самой стране их
производителя. Еще 5 – это инсулины, которые у себя «дома» только
проходят клинические испытания (например, ведущий ученый Казахстана
М. Зельцер дает им неудовлетворительную оценку). Несколько инсулинов
не имели сертификата качества ВОЗ или из давно ушедшего времени
известны нашим больным и докторам своими побочными эффектами. Не
будем уж говорить об инсулинах г-на Брынцалова…
Или ситуация со шприцами. Закуплены лучшие из представленных на
тендер, но они не из лучших по качеству. А прекрасные, одни из лучших
в мире, шприцы в Казахстане есть. Когда мы позвонили в компанию
и спросили, почему они не участвовали в тендере, то получили ответ:
«Цена выше, чем у других, все равно проиграем». Давайте посчитаем:
инсулинов во флаконах закуплено на 3 миллиона долларов. Потери при
применении шприцев с «мертвой» зоной – 2%, это 69 тысяч долларов.
Шприц с иглой 29 или 30G, да еще с двусторонними колпачками, можно
применять более 5 раз. Плюс к этому, в результате использования
толстых игл, – развитие липодистрофии, требующей дополнительного
лечения. Вот вам «экономия»!
Это не считая психологических факторов. Ежедневные трех-пятиразовые
инъекции. Невыносимо даже для взрослых. Что же для детей? Точно
так же можно просчитать и каждый препарат, и часто мы видим: цена
препарата и цена лечения – это абсолютно разные понятия. И не надо
говорить о политике и международном сотрудничестве! Главная политика
– это народ своей страны.
Как поставить нужный заслон? Об этом, наверное, должны думать и
в Комитете по госзакупкам, и в Министерстве здравоохранения. Уже
сегодня Минздрав на стадии инструкции к тендерам может отсечь больший
процент малоэффективных и малоизвестных препаратов. Ужесточение
требований к участникам тендеров – один из этих путей. Мы же, к
сожалению, наблюдаем обратное. Условия становятся все более лояльными.
Даже такие требования, как предоставление сертификатов GMP, ВОЗ,
отменены.
Мы понимаем, что часто Минздрав «связан по рукам и ногам»: хочется
купить самое лучшее, но по закону надо купить самое дешевое. Но
то, что сделать можно сегодня, необходимо делать. Экономя копейки
– теряем тысячи. Побочные эффекты, осложнения, психологические травмы
– все это укорачивает жизнь пациента, увеличивает армию инвалидов,
сокращает рабочий потенциал страны. Мы считаем, что необходимо вернуть
практику выдачи медикаментов в аптеках. В этом случае и режим хранения
препаратов можно проверить.
И еще. Согласно ст. 44 п. 3 Закона «Об охране здоровья граждан Республики
Казахстан» каждый больной имеет право на свободный выбор медицинской
организации и врача. Попробуйте перейти от одного врача к другому!
Этот пункт Закона не выполняется. А если и выполняется, то мы наблюдаем
следующее: врач, к которому рвутся больные, получает столько же,
сколько и врач, от которого больны просто бегут. А очереди? Какие
12 минут на пациента? Даже этих минут не «отпускается» на прием.
Количество больных растет, а врачей, в лучшем случае, - не уменьшается.
ДАРК разработала целый ряд предложений, направленных на уменьшение
бремени диабета в Казахстане, по следующим блокам:
- совершенствование системы оказания медицинской помощи больным
СД;
- организация школ обучения;
- ранняя диагностика СД и его осложнений (включая скрининг жителей);
- социальная адаптация инвалидов с диабетом.
ДАРК внесла также предложение в правительство и парламент о разработке
закона «О правах пациентов» или дополнениях в законопроект «Об охране
здоровья граждан РК». Кроме того, ассоциация подготовила изменения
и дополнения к уже существующим Правилам освидетельствования групп
инвалидности и степени утраты трудоспособности.
Наталия Тукалевская,
президент ДАРК, Алматы
|