Вернуться в Diabet-News  
главная
редакция
анонс
содержание
e-mail
 

Рубрики:

ТЕМА НОМЕРА

ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДИАПАНОРАМА

ДИАРАКУРС

ДИАФИРМА

ДИАМИКС

ДИААНАЛОГ

ДИАРЕГИОН

ДИАСОВЕТ

ДИАФОН

ДИАГНОЗ

ДИАПАЗОН

ДИАСМАК

ДИАКЛУБ

ЧТО СКОЛЬКО КОГДА?

 
июль, 2004

ДИАПАНОРАМА

РАЗГОВОР В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ РФ
КАША ИЛИ ЧИПСЫ?

Конечно, чипсы, — скажет ребенок, и мама, устав бороться, пойдет у него на поводу. Но есть, оказывается , дети, способные на этот вопрос ответить по другому, и могут даже предложить родителям рецепт, как сделать кашу вкусной. Этим детям рассказывают о питании, вернее с ними играют в « питательные игры», они сами в состоянии сделать правильный выбор. А уж кто как не родители детей с СД знают, как важно настроиться на правильные продукты и как многое в лечении зависит от диеты.


Недавно этой важной теме был посвящен «круглый стол» — «Правильное питание как фактор укрепления здоровья нации», который провел клуб «Российский парламентарий» в Государственной Думе РФ. Многие приглашенные впервые узнали о существовании уникальной программы, основная цель которой — воспитание у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья. Выбор содержания программы не случаен, ведь правильное питание — один из краеугольных камней, на котором базируется здоровье человека. Разработка и внедрение курса в работу школ осуществляется по инициативе и спонсорской поддержке компании «Нестле», программа разработана в Институте возрастной физиологии, под руководством академика Марьяны Безруких.
Программа «Разговор о правильном питании» включает темы, освещающие наиболее важные проблемы, связанные с организацией рационального питания ребят этого возраста. Курс снабжен специальными учебно-методическими комплектами — красочными рабочими тетрадями для малышей, методическими пособиями для учителей, брошюрами для родителей, плакатами. Как показывает практика, программа может быть интегрирована в базовые школьные курсы «Окружающий мир», «Естествознание», «Природоведение», «ОБЖ» или использоваться при проведении внеклассной работы, во время классных часов или в труппах продленного дня, а также в работе детских садов и прогимназий.
Герои программы — участники известной телепередачи «Улица Сезам», сказочные персонажы Зелибоба, Кубик, Бусинка, предлагающие множество интересных игр. В них ребенок не только учится сам, но и учит других — своих друзей, родителей. Кстати, взрослые члены семьи отмечают, что о многих секретах правильного питания они узнали от своих детей.
Немаловажно и то, что содержание программы построено с учетом разных экономических условий. Авторы «Разговора о правильном питании» не согласны с весьма распространенным мнением о том, что здоровое питание — дорогое питание. Малыши в игре узнают о полезных и необременительных для семейного бюджета блюдах.
Так, тема «Самые разные продукты» направлена на формирование у детей представления о значимости различных продуктов питания для здоровья. В содержании курса нет деления на полезные и вредные продукты (что нередко можно встретить в других обучающих курсах). Авторы «Разговора о правильном питании» намеренно избегают такого резкого деления, ведь при этом оценки, сделанные учителем в ходе занятия, могут противоречить традициям питания, сложившимся в семье. Можно ли, к примеру, говорить школьнику о вреде бутербродов с колбасой, если дома он обычно ест их на завтрак и ужин? Поэтому авторы предлагают оценивать продукты как очень полезные (те, которые нужно есть ежедневно); полезные, но употребляемые не каждый день; и те, которые есть можно, но нечасто.
Увы, полезность того или иного продукта, блюда далеко не всегда определяет его популярность среди детей. Какой малыш добровольно откажется от шоколадки в пользу овсяной каши, даже если знает, что каша поможет ему стать сильным и крепким? А что, если ребенок будет сам контролировать свой рацион? Одно из заданий включает заполнение специального дневника, где нужно записывать или наклеивать изображения самых полезных продуктов и блюд, которые малыш съел в течение дня. Никто не запрещает ребенку есть любимые блюда, но в дневнике должны быть отмечены только «самые-самые». Так, незаметно для самого себя ребенок привыкает оценивать полезность своего ежедневного рациона. В конце недели подводятся итоги — кто в классе или группе набрал больше очков. А кому же из малышей не хочется победить в соревновании!
Выполняя игровое задание, дети приглашаются в магазин одного из героев курса — дяди Саши. Они должны собрать для себя корзину самых полезных продуктов. Для этого могут быть использованы рисунки или наклейки из тетради; муляжи продуктов. Однако наиболее эффективной формой организации такого занятия является экскурсия в настоящий продуктовый магазин. При этом у ребят не только формируются практические навыки выбора продуктов, но ими осваиваются правила формального общения (в данном случае с продавцом, кассиром и т.д.).
Тема «Из чего варят каши» рассказывает детям о полезных свойствах этого блюда — прекрасного варианта завтрака (очень полезно, недорого и просто в приготовлении).
Каша сегодня не входит в ежедневный рацион питания, поскольку, как уверяют мамы, их дети «не любят каши». Можно ли сделать так, чтобы каша понравилась детям? На занятиях ребята узнают о том, как превратить привычную для них кашу в необычное, вкусное блюдо. Взрослый вначале рассказывает детям о том, какие добавки используются для каш (изюм, орехи, чернослив и т.д.). Затем дети при помощи специальных рисунков в тетради «готовят» для себя каши ( в нарисованные тарелки ученики приклеивают наклейки с изображениями добавок или рисуют эти добавки) и придумывают им названия.
В классе или группе детского сада может быть организован конкурс «Самая вкусная каша». По договоренности с сотрудниками столовой или с помощью родителей готовится несколько видов каш. Команды ребят, используя добавки, придумывают свои варианты каш и названия к ним, а затем угощают своих товарищей.
Как показывает практика, одного такого занятия достаточно для того, чтобы отношение к кашам и завтраку у ребят кардинально изменилось. Это блюдо становится у них одним из самых любимых, а родителям уже не нужно заставлять ребенка завтракать. Интересна и реакция родителей, которые отмечают: «Мы сами многое узнали для себя», «Я тоже не любил(а) кашу, но теперь с удовольствием ем вместе с сыном».
Правильное питание предполагает регулярность. Ребенок должен знать, что в течение дня нужно есть 4 раза, желательно в одно и тоже время. Чтобы научиться «есть по часам», в специальной тетради на нарисованном циферблате должны указывать время завтрака, обеда, полдника и ужина, а еще — придумать веселые стихи-зазывалочки, при помощи которых можно было бы собирать всех членов семьи за общий стол (например: «Девять утра, девять утра — завтракать пора», «Всем привет — настал обед!» и т.д.).
Темы «Где найти витамины весной», «Овощи ягоды и фрукты — самые витаминные продукты», «Каждому овощу свое время» знакомят детей со значением витаминов для сохранения и укрепления здоровья.
Конкурсные разработки позволили значительно расширить содержательный компонент программы, дополнить ее. Работы лауреатов конкурса включаются в методическое пособие, которое ежегодно переиздается.
За пять лет программы в ней приняло участие около миллиона детей. 40% участников реализации программы — жители крупных городов — областных, краевых центров, 60% — живут в сельской местности.
Программа работает в образовательных учреждениях различного типа — общеобразовательных школах (33%), лицеях и гимназиях (22%), детских садах (20%), в интернатах и детских домах (15%), вспомогательных и коррекционных школах (10%). Из опыта проведенной работы видно, что культура правильного питания должна формироваться у человека с детского возраста.
В 2005 году истекает срок программы государственной политики в области здорового питания населения РФ. В связи с этим участники “круглого стола” признали необходимость рекомендовать Правительству РФ продолжить работу над развитием и усовершенствованием государственной политики в области здорового питания населения РФ.

Подготовил Дмитрий Заика

 

[печатать] [наверх]
Дизайн-студия "Арт-Бизнес-Центр"

© ЗАО "Арт-Бизнес-Центр" 2000-04. Все права защищены. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Диабет-Новости™, ДиаМир™, ДиаНовости™, Арт-Бизнес-Центр™ - зарегистрированные торговые марки.