ДИАПАНОРАМА
РАЗГОВОР В ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ДУМЕ РФ
КАША ИЛИ ЧИПСЫ?
Конечно, чипсы, — скажет ребенок, и мама, устав бороться,
пойдет у него на поводу. Но есть, оказывается , дети, способные
на этот вопрос ответить по другому, и могут даже предложить родителям
рецепт, как сделать кашу вкусной. Этим детям рассказывают о питании,
вернее с ними играют в « питательные игры», они сами в состоянии
сделать правильный выбор. А уж кто как не родители детей с СД знают,
как важно настроиться на правильные продукты и как многое в лечении
зависит от диеты.
Недавно этой важной теме был посвящен «круглый стол» — «Правильное
питание как фактор укрепления здоровья нации», который провел клуб
«Российский парламентарий» в Государственной Думе РФ. Многие приглашенные
впервые узнали о существовании уникальной программы, основная цель
которой — воспитание у детей представления о рациональном питании
как составной части культуры здоровья. Выбор содержания программы
не случаен, ведь правильное питание — один из краеугольных камней,
на котором базируется здоровье человека. Разработка и внедрение
курса в работу школ осуществляется по инициативе и спонсорской поддержке
компании «Нестле», программа разработана в Институте возрастной
физиологии, под руководством академика Марьяны Безруких.
Программа «Разговор о правильном питании» включает темы, освещающие
наиболее важные проблемы, связанные с организацией рационального
питания ребят этого возраста. Курс снабжен специальными учебно-методическими
комплектами — красочными рабочими тетрадями для малышей, методическими
пособиями для учителей, брошюрами для родителей, плакатами. Как
показывает практика, программа может быть интегрирована в базовые
школьные курсы «Окружающий мир», «Естествознание», «Природоведение»,
«ОБЖ» или использоваться при проведении внеклассной работы, во время
классных часов или в труппах продленного дня, а также в работе детских
садов и прогимназий.
Герои программы — участники известной телепередачи «Улица Сезам»,
сказочные персонажы Зелибоба, Кубик, Бусинка, предлагающие множество
интересных игр. В них ребенок не только учится сам, но и учит других
— своих друзей, родителей. Кстати, взрослые члены семьи отмечают,
что о многих секретах правильного питания они узнали от своих детей.
Немаловажно и то, что содержание программы построено с учетом разных
экономических условий. Авторы «Разговора о правильном питании» не
согласны с весьма распространенным мнением о том, что здоровое питание
— дорогое питание. Малыши в игре узнают о полезных и необременительных
для семейного бюджета блюдах.
Так, тема «Самые разные продукты» направлена на формирование у детей
представления о значимости различных продуктов питания для здоровья.
В содержании курса нет деления на полезные и вредные продукты (что
нередко можно встретить в других обучающих курсах). Авторы «Разговора
о правильном питании» намеренно избегают такого резкого деления,
ведь при этом оценки, сделанные учителем в ходе занятия, могут противоречить
традициям питания, сложившимся в семье. Можно ли, к примеру, говорить
школьнику о вреде бутербродов с колбасой, если дома он обычно ест
их на завтрак и ужин? Поэтому авторы предлагают оценивать продукты
как очень полезные (те, которые нужно есть ежедневно); полезные,
но употребляемые не каждый день; и те, которые есть можно, но нечасто.
Увы, полезность того или иного продукта, блюда далеко не всегда
определяет его популярность среди детей. Какой малыш добровольно
откажется от шоколадки в пользу овсяной каши, даже если знает, что
каша поможет ему стать сильным и крепким? А что, если ребенок будет
сам контролировать свой рацион? Одно из заданий включает заполнение
специального дневника, где нужно записывать или наклеивать изображения
самых полезных продуктов и блюд, которые малыш съел в течение дня.
Никто не запрещает ребенку есть любимые блюда, но в дневнике должны
быть отмечены только «самые-самые». Так, незаметно для самого себя
ребенок привыкает оценивать полезность своего ежедневного рациона.
В конце недели подводятся итоги — кто в классе или группе набрал
больше очков. А кому же из малышей не хочется победить в соревновании!
Выполняя игровое задание, дети приглашаются в магазин одного из
героев курса — дяди Саши. Они должны собрать для себя корзину самых
полезных продуктов. Для этого могут быть использованы рисунки или
наклейки из тетради; муляжи продуктов. Однако наиболее эффективной
формой организации такого занятия является экскурсия в настоящий
продуктовый магазин. При этом у ребят не только формируются практические
навыки выбора продуктов, но ими осваиваются правила формального
общения (в данном случае с продавцом, кассиром и т.д.).
Тема «Из чего варят каши» рассказывает детям о полезных свойствах
этого блюда — прекрасного варианта завтрака (очень полезно, недорого
и просто в приготовлении).
Каша сегодня не входит в ежедневный рацион питания, поскольку, как
уверяют мамы, их дети «не любят каши». Можно ли сделать так, чтобы
каша понравилась детям? На занятиях ребята узнают о том, как превратить
привычную для них кашу в необычное, вкусное блюдо. Взрослый вначале
рассказывает детям о том, какие добавки используются для каш (изюм,
орехи, чернослив и т.д.). Затем дети при помощи специальных рисунков
в тетради «готовят» для себя каши ( в нарисованные тарелки ученики
приклеивают наклейки с изображениями добавок или рисуют эти добавки)
и придумывают им названия.
В классе или группе детского сада может быть организован конкурс
«Самая вкусная каша». По договоренности с сотрудниками столовой
или с помощью родителей готовится несколько видов каш. Команды ребят,
используя добавки, придумывают свои варианты каш и названия к ним,
а затем угощают своих товарищей.
Как показывает практика, одного такого занятия достаточно для того,
чтобы отношение к кашам и завтраку у ребят кардинально изменилось.
Это блюдо становится у них одним из самых любимых, а родителям уже
не нужно заставлять ребенка завтракать. Интересна и реакция родителей,
которые отмечают: «Мы сами многое узнали для себя», «Я тоже не любил(а)
кашу, но теперь с удовольствием ем вместе с сыном».
Правильное питание предполагает регулярность. Ребенок должен знать,
что в течение дня нужно есть 4 раза, желательно в одно и тоже время.
Чтобы научиться «есть по часам», в специальной тетради на нарисованном
циферблате должны указывать время завтрака, обеда, полдника и ужина,
а еще — придумать веселые стихи-зазывалочки, при помощи которых
можно было бы собирать всех членов семьи за общий стол (например:
«Девять утра, девять утра — завтракать пора», «Всем привет — настал
обед!» и т.д.).
Темы «Где найти витамины весной», «Овощи ягоды и фрукты — самые
витаминные продукты», «Каждому овощу свое время» знакомят детей
со значением витаминов для сохранения и укрепления здоровья.
Конкурсные разработки позволили значительно расширить содержательный
компонент программы, дополнить ее. Работы лауреатов конкурса включаются
в методическое пособие, которое ежегодно переиздается.
За пять лет программы в ней приняло участие около миллиона детей.
40% участников реализации программы — жители крупных городов — областных,
краевых центров, 60% — живут в сельской местности.
Программа работает в образовательных учреждениях различного типа
— общеобразовательных школах (33%), лицеях и гимназиях (22%), детских
садах (20%), в интернатах и детских домах (15%), вспомогательных
и коррекционных школах (10%). Из опыта проведенной работы видно,
что культура правильного питания должна формироваться у человека
с детского возраста.
В 2005 году истекает срок программы государственной политики в области
здорового питания населения РФ. В связи с этим участники “круглого
стола” признали необходимость рекомендовать Правительству РФ продолжить
работу над развитием и усовершенствованием государственной политики
в области здорового питания населения РФ.
Подготовил Дмитрий Заика
|