Вернуться в Diabet-News  
главная
редакция
анонс
содержание
e-mail
 

Рубрики:

ТЕМА НОМЕРА

ОДЕРЖАТЬ ПОБЕДУ!

ДИАПАНОРАМА

ДИАСТОПА

ДИАГРАНЬ

ДИАПРЕМЬЕРА

ДИАФИРМА

ДИАГНОЗ

ЮВЕНИЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ

ДИАГОНАЛЬ

ДИАФОРУМ

ДИАСАЙТ

ДИАКЛАСС

ДИАСЕМЬЯ

ДИАКЛУБ

октябрь, 2005

ЮВЕНИЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ

БЕСЕДЫ В КАЮТ-КОМПАНИИ
ОСНОВНОЙ БАЛАНС

Люди, физически и душевно пострадавшие от диабета, обычно задают роковые вопросы "в пустоту": "За что я наказан? Как жить дальше?" Они ищут опору и надежду в целителях, психологах, иногда в иллюзиях. Бывает, что кто-то находит. Но есть и другой вариант: заглянуть в себя, в самую глубину и получить ответы от могучего и прекрасного существа, которое является нашей сущностью. Это непросто, потому что мы приучены плыть по течению, слушать рекламные ролики и искать поддержки в телесериалах. Но есть специалисты, которые помогают нам достучаться до самих себя. О своем опыте в обретении опоры рассказала нам постоянная читательница Юлия Луговая: "Мне было 30, моему диабету — 12 лет, а моей глубокой неудовлетворенности жизнью — еще больше, когда я случайно попала в танцевальную студию, — пишет она. — Внешне я выглядела успешной: работа в "раскрученной" фирме, муж, ребенок — казалось бы, что еще нужно молодой женщине. Но я чувствовала, что моя жизнь идет "на холостом ходу", я упускаю что-то очень важное в ней. Не случайно я то и дело брала больничный: дисгармония в душе всегда отражается на здоровье. Теперь у меня другая работа, зарабатываю я не много. Но это то, о чем я мечтала много лет, стараясь не прислушиваться к этому своему внутреннему голосу. Я радуюсь каждой прожитой минуте. Стоит ли говорить, что мне жаль тратить время на болезни — я просто не позволяю себе нарушать компенсацию диабета, чтобы не дать ему выбить меня из состояния душевного равновесия…"


Человечество, если представить его как целое, это толпа деловых людей, несущихся по улицам городов в стремлении реализовать себя по схеме: карьера, дом, достаток. И все чаще из этого потока выпадают прохожие, которые пытаются вспомнить свое предназначение и найти свой собственный путь. Руководитель студии "Гармония движения", хореограф, психолог, филолог Валерия Рыжова — одна из них. Адрес у студии переменный и отчасти виртуальный — http://dance.sostoyanie.ru. Можно сказать, что вся она заворачивается, как сказочное озеро с лебедями, в рукав ее создателя и перемещается вместе с нею по всей стране. Четыре года назад Валерия разработала авторскую программу "Танец как инструмент работы с состояниями". Почему возникла у нее такая потребность и что означают эти "состояния"?

Валерия: Я всю жизнь занималась танцами, пластикой, увлекалась модерном, пробовала экспериментировать в этом жанре. Но в итоге я поняла, что зашла в тупик. Все, что я делала, лишь казалось творчеством, а на самом деле это были просто разные комбинации одних и тех же па. Меня перестало удовлетворять это механическое перекладывание "карточек", я хотела найти суть танца. В чем могут быть смысл и задачи танца? Так случилось, что я познакомилась с интересными людьми из Института Культуры Состояний, и тогда для меня остро стал вопрос "разворота к самой себе". В рамках "бесед" я не смогу рассказать о своем внутреннем поиске. Могу только сказать, что результатом этого поиска стала моя авторская программа и внутреннее понимание, что танец — это прежде всего, песня души, а не эксперимент с формой.
- Чем отличаются Ваши занятия от обычной "пластики"?
- Танцевальные классы — это, как правило, заучивание движений и поз, к которым затем присоединяются расхожие, узнаваемые эмоции. Такие танцы тренируют тело, но они и остаются "на поверхности" тела, даже если это занятия в жанре танцевальной импровизации — все равно это набор стереотипных движений, которые механически складываются из автоматических мыслей и эмоций. У танцев по моей программе другая задача: через работу с телом и пространством прикоснуться к своей глубине, сделать так, чтобы движения рождались "изнутри", от внутреннего человека. И наоборот, усиливая свое органичное движение, найденное в процессе импровизации, человек начинает двигаться в направлении к своему сущностному центру, усиливает его звучание и силу присутствия в нем. Так постепенно происходит перенос внимания человека с его личности на сущность.
- А в чем разница?
- Известный философ прошлого века Георгий Гурджиев так разъяснил разницу между сущностью и личностью: "Сущность — это "я", наша наследственность, наш тип, характер, природа. Личность — случайная вещь: воспитание, образование, взгляды, то есть все внешнее".
- Наверное, тем, кто впервые приходит на Ваше занятие, сложно понять, что это за "жанр"?
- Да, это сложно, люди привыкли к другим танцам. Обычно мы какое-то время посвящаем разговору о ситуации современного человека. Я пытаюсь обратить внимание участников на такие его качества, как механичность, несбалансированность, фрагментарность. Когда-то Г.И. Гурджиев предложил такой образ: человек — это повозка. И в нем тело (телега) хочет одного, эмоции (лошади) другого, а кучер (мысли) спит или вовсе пьян. Мы стараемся создать общее пространство, в котором с человека слетает все наносное, и тогда он может обнаружить тихую жизнь своей сущности и позволить выразиться ей в танце. Довольно часто бывает, что участник, долгое время упорно вглядываясь внутрь себя, не может обнаружить там ничего, кроме пустоты, темноты и каких-то физиологических движений тела. Но если у него хватает терпения и настойчивости, то скоро он научается видеть в этой темноте.
- Как выглядит первое занятие для новичков?
- Сначала мы делаем разминку, разрабатывая суставы и позвоночник. Позвоночник — очень важная часть тела, с которой связано внутреннее равновесие. Мы учимся балансировать свое тело, чувствовать его ось, подключая дыхательные упражнения и стараясь ощущать все тело как единое целое. Затем участник пробует взять в свое внимание не только пространство собственного тела, но окружающее его пространство комнаты, воспринимать одновременно все точки этого пространства. Участник учится распределять внимание между внутренним и внешним, между пространством тела и окружающим пространством. Я считаю, что для начала большое достижение, если человек сумел успокоиться, сосредоточиться и не отвлекаться на постоянно мелькающие в голове мысли. поверхностные эмоции и отдельные телесные ощущения, а заниматься предложенным руководителем заданием. Так мы пробуем придать своему телу правильное положение, при котором все ненужные для заданного движения мышцы расслаблены. Пробуем двигаться, ощущая легкость и невесомость своего тела. Концентрация на дыхании, постоянное удерживание внимание на всем теле целиком и специально подобранные музыкальные произведения помогают достигать хорошего уравновешенного спокойного состояния. Идея же сущностного центра и попытка обнаружения его в самом себе появляется намного позже, так как создание в себе ядра, обнаружение своей сути — очень не простая задача. Да и танцевальными методами она не решается. На занятиях мы лишь можем слегка затронуть эту тему и почувствовать вкус, аромат каждого человека. И понять, что кто-то роза, кто-то фиалка, а кто-то георгин.
- А что хотелось бы получить в итоге?
- Для каждого из участников — найти свое звучание и породить свой собственный идущий из глубины уникальный танец, движение, жест. Группа в этом может помочь каждому участнику, так как при постоянном внимании к энергиям, которые редко затрагиваются в обычной жизни, образуется очень сильное общее поле. Когда получается создать такое поле, оно ощущается как нечто невидимое, но плотное и сильное. Оно становится источником силы и устойчивости каждого участника не только на занятии, но и в обычной жизни. Поиск своего танцевального движения — это в каком-то смысле метафора. Ведь каждый человек в своей обычной жизни постоянно порождает массу психических движений и социальных действий. Важно понять, откуда эти действия рождаются, куда направлены и в чем их смысл. И главное, действительно ли это ваш собственный танец или же поете чужую песню и проживаете чужую жизнь.
- Можно ли более приземленно и примитивно сказать, для чего могут пригодиться в жизни танцы "состояния"?
- Они, например, помогают найти точку опоры и источник энергии для решения сложных жизненных ситуаций. А также захотеть стать обусловленным изнутри: понять, в чем заключается твой дар и начать реализовывать его, жить на энергии сущности, а не на энергии личности. А человек, способный хотя бы частично развернуться к самому себе, становится сильным, уверенным, спокойным и великодушным. Он может научиться жить на постоянном избытке энергии, которой ему не жалко делиться с окружающими. Но все это слишком далекие возможные результаты, которые, еще раз повторюсь, невозможно достичь на танцевальных занятиях. Но на занятиях человек может прикоснуться к этим состояниям и определить для себя перспективу действия.

 

[печатать] [наверх]
Дизайн-студия "Арт-Бизнес-Центр"

© ЗАО "Арт-Бизнес-Центр" 2000-05. Все права защищены. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Диабет-Новости™, ДиаМир™, ДиаНовости™, Арт-Бизнес-Центр™ - зарегистрированные торговые марки.