Вернуться в Diabet-News  
главная
редакция
анонс
содержание
e-mail
 

Рубрики:

ТЕМА НОМЕРА

Центр на пречистенке набирает силу…

ДИАФИРМА

ДИАГРАНЬ

ДИАКЛАСС

ДИАМИКС

ДИААНАЛОГ

ЮВЕНИЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ

ДИАРАКУРС

ДИАВЗГЛЯД

ДИАГОНАЛ

ДИАСМАК

ДИАКЛУБ

ДИАЭКСТРИМ

 
февраль, 2004

ДИАВЗГЛЯД

ПРАВОСЛАВИЕ И МЕДИЦИНА


Почему, исцеляя лишь больную плоть, но не душу, выздоровления не достичь? Существует ли православная медицина как таковая? Как реализуется Соглашение о сотрудничестве между Минздравом РФ и Московской Патриархией? Эти и многие другие вопросы обсуждались на проходившей в рамках XII международных Рождественских чтений конференции в Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова на тему: "Церковь и проблемы охраны здоровья народа".

ЧТО ТАКОЕ ИСЦЕЛЕНИЕ
А накануне конференции, в ходе торжественного открытия Чтений в Кремле, выступил министр здравоохранения РФ, профессор Юрий Шевченко, сам хирург с многолетним стажем, и сказал буквально следующее.

Как действующий врач, могу засвидетельствовать: без веры пациента во врача и без веры врача в исцеление — оно невозможно. Как-то раз наш патриарх сказал мне: "Как человек, носящий рясу, я сочувствую всякому, кто облачен в белый халат, — ведь между нами много общего!"
Известно, что многие врачи побеждали болезнь пациента не столько лекарственными средствами, сколько несокрушимым мечом веры. Так что же такое — исцеление? Это, я бы сказал, возвращение целостности духовно-телесной сущности человека.

Вспомним подвиг исповедника XX века Святителя Луки Войно-Ясенецкого. Он совершил множество научных открытий, любое из которых прославило бы его автора на всю жизнь. Фундаментальный труд Войно-Ясенецкого "Очерки гнойной хирургии", за который ему была присуждена Сталинская премия, не потерял актуальности и в наше время. Но он имел мужество стать проповедником православной веры в то безбожное время, совместив в себе служение врача и служение священника и заплатив за это 15 годами ссылок и лагерей. Даже тогда, когда Святитель Лука стал епископом, он продолжал проводить операции — и свершалось чудо исцеления!

Вспомним чудеса врачевания апостола и евангелиста Луки, великомученика и целителя Пантелеймона, святых бессребреников Косьму и Дамиана. Земная жизнь самого Господа Иисуса Христа сопровождалась многочисленными исцелениями страждущих. Будем помнить, что подлинное исцеление возможно только при духовном очищении и покаянии человека.
В прошедшем 2003 году в Центре имени Н.И. Пирогова, который я возглавляю, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, начал строиться храм Святителя и Чудотворца Николая Мир Ликийских — в честь небесного покровителя выдающегося русского хирурга. Я хотел бы привести малоизвестную молитву Николая Пирогова, которую тот читал перед каждой операцией и вообще каждый день своей жизни: "Господи Боже мой, удостой меня соединять там — где ссора, воздвигнуть веру — где сомнение, давать радость — где горе. Даруй, Господи, не чтобы меня понимали, а чтобы я понимал; не чтобы меня любили, а чтобы я любил; не чтобы меня прощали, а чтобы я прощал; ибо кто прощает, обращается к жизни вечной."
Сейчас, после долгого периода атеизма, многие люди приходят к Богу через посланные им болезни и страдания, подтверждая, что в деле исцеления равное значение имеют врач и священник.


ВАЖНО ПОМОЧЬ БОЛЬНОМУ
На конференцию собрались представители российских региональных обществ православных врачей, сестры милосердия, православные ученые, юристы, священнослужители. Шел живой, порой острый разговор о православном подходе к современной медицине, возможности которой связаны не только с лечением, но и с управлением человеческой жизнью, отсюда выдвигается на передний план целый ряд нравственных проблем.
В основе христианского взгляда на медицину лежит понимание того, что вне Церкви и церковной жизни достичь основной цели лечения во всей полноте невозможно. Болезни, как следует из учения Церкви, могут иметь различный характер: одни — как вразумление, во спасение, чтобы человек перестал грешить; другие — как предохранение его от еще несовершенного зла; третьи — к славе Божией, когда человек, будучи больным и телесно, и душевно, и духовно, становится совершенно здоровым… Господь попускает страдания человеку для того, чтобы душа его очистилась и чтобы человек с благодарностью Богу смог войти в Царство Небесное.

Несколько лет назад группа православных московских врачей занималась исследованием взаимосвязи основных групп заболеваний с человеческими пороками и страстями. И оказалось: гнев и неверие в Бога приводят к широкому спектру проблем центральной нервной системы; тщеславие вызывает заболевания дыхательных путей, печаль — мочевыделительной системы, уныние — опорно-двигательного аппарата; гордыня способствует сердечно-сосудистым, блуд — половым, а сребролюбие — нейро-сосудистым болезням. Но самое удивительное, что полученные данные нашли подтверждение в творениях святых отцов.

С 1995 года в Москве действует Общество православных врачей, которое принимает активное участие в работе Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московского патриархата. При его содействии открываются больничные храмы для помощи больным людям (сейчас в столице их уже более 20), создаются группы милосердия. В последнее время в деятельности Общества появился новый аспект — участие в законотворческом процессе, связанном с медико-биологическими проблемами.
— Мы ясно понимаем свою ответственность, — подчеркнул руководитель Общества, профессор Александр Недоступ (ММА им. И.М. Сеченова), когда речь идет о спорных вопросах клинической медицины с позиций православия, что требует синтеза профессионального подхода и четкости вероучительных постулатов. Ответы на многие вопросы должны быть еще сформулированы.
Он отметил также, как важно помочь больному преодолеть свой недуг. "Я кардиолог, — говорит Александр Викторович, — и когда приходит ко мне пациент после инфаркта, я не могу сказать, что у него пройдет ишемическая болезнь сердца — это обман. Но я научу его, как облегчить болезнь, а таинства церковные укрепят его силы".

НЕПРЕДВЗЯТЫЙ ВЗГЛЯД
Священник и врач в одном лице, кандидат медицинских наук, протоиерей Сергий Филимонов, возглавляющий Общество православных врачей Санкт-Петербурга, выступил на конференции с докладом "Непредвзятый взгляд на гомеопатию", где привел данные серьезных научных исследований Общества в этой сфере, обосновал роль и место гомеопатического феномена для иммуной системы организма. Кстати, многие святые отцы — Иоанн Кронштадтский, Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов, преподобный Амвросий Оптинский и другие поддерживали методы гомеопатии и сами лечились ими.
Интересно мнение священника-врача по возможности прибегать к нетрадиционным методам медицины. Вот ответы отца Сергия на наиболее актуальные, на наш взгляд, вопросы.
— У кого не стоит лечиться православному человеку?
— Понимаю, что неискушенному человеку порой трудно разобраться, к кому можно идти, а к кому нельзя. Церковь не благословляет лечиться у магов, экстрасенсов, чародеев… В наше время идет волна неоколдовства, которое все настойчивее проникает к людям под маской псевдоцерковности. Всего на территории РФ сейчас действует около 300 таких крупных целительских центров. Если человек идет к служителям оккультных наук или к "бабкам", то совершается страшный грех против первой заповеди Божией.
— Какую опасность таят в себе так называемые медицинские секты?
— Действительно, это новое, не известное до сего дня явление, когда на стыке официальной и неофициальной медицины стали разрабатываться так называемые "оздоровительные препараты". Их выпускают обычно фирмы сомнительного происхождения, старающиеся показать свою полную индифферентность к какой-либо вере, однако сама форма их построения и организации точно соответствует строению сектантских общин. При этом идет реклама некоей "энергетической заряженности" продуктов и всякой прочей мистики.
— Как Вы относитесь к лечению травами?
— К фитотерапии, если она совершается профессионально, я как православный врач отношусь положительно.
— Можно ли направлять больных к святым мощам?
— Можно и нужно, но для этого необходимо благословение священника, и каждый случай должен разбираться индивидуально. Когда мы прикладываемся к святым мощам, к святым иконам, то получаем от Господа большую благодать, помощь и укрепление.

СЛУЖЕНИЕ И СОСТРАДАНИЕ
Что же отличает православного врача? Участники конференции, пытаясь ответить на этот вопрос, обратились к работе одного из лучших духовных мыслителей России — Ивана Ильина, названной им "О призвании врача". Тот напоминает о "прочной и сознательной русской медицинской традиции", согласно которой деятельность врача есть дело служения, а не дохода. Врачебная присяга, разъясняет он далее, которой мы все обязаны русскому православию, готовила врача к самоотверженному служению, а главное, что молчаливо предполагалось как несомненное, — к служению любви и страданию: врач призван любовно обходиться с больным.

Но и это еще не все. Горе тому из врачей, продолжает И. Ильин, кто упустит в лечении духовную проблематику своего пациента и не сумеет считаться с нею. Врач и пациент — суть духовные существа, которые должны совместно направить судьбу страдающего человека, — только при таком понимании они найдут верную дорогу.
Какое замечательное дополнение к нынешней концепции "партнерства врач — пациент", о которой не раз писала наша газета в отношении управления такой хронической болезнью, как сахарный диабет!
Примечательно, что думает по этому поводу авторитетный ученый и главный диабетолог Минздрава РФ, профессор Михаил Балаболкин.

— Мы, медики, в основном лечим тело больного, которое, как гласит церковное учение, является храмом для души человека. В последние годы ученые, стремясь раскрыть основы жизни, сумели дойти до генных кодов, до регуляции синтеза белка. Но ведь человеческий организм — это сочетание материального тела ("сома") и души. И вот этой второй части мы уделяем, к сожалению, меньше внимания, а она заслуживает большего. "Что пользы тело здоровое иметь, — вопрошал Святитель Тихон Задонский, — но душу расслабленную и немощную?" Забота же о душе идет через веру в Создателя.
Еще хочу отметить, продолжал Михаил Иванович, здоровый образ жизни. Укрепляя наше тело, он восстанавливает также духовную и душевную составляющие, действуя на молекулярном уровне. Как показали некоторые исследования, на его фоне стабилизируется ДНК, не позволяя мобильным генам смещаться со своего "положенного места" на другие участки и активировать те гены, которые участвуют в развитии заболевания.

В понятие здорового образа жизни входит, в частности, пищевое поведение, умеренность в еде, соблюдение постов (для людей с диабетом здесь нужна консультация лечащего врача) — все, что вместе с физической активностью способствует сохранению веса человека в пределах нормы. Между тем переедание, грех чревоугодия приводят к развитию ожирения, связь которого с диабетом 2 типа доказана мировой наукой. Словом, желаю всем нашим пациентам обрести веру в возможность поддержания здорового тела и здорового духа.

Ольга Трофимова



[печатать] [наверх]
Дизайн-студия "Арт-Бизнес-Центр"

© ЗАО "Арт-Бизнес-Центр" 2000-03. Все права защищены. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Диабет-Новости™, ДиаМир™, ДиаНовости™, Арт-Бизнес-Центр™ - зарегистрированные торговые марки.