ДИАВЗГЛЯД
ПРАВОСЛАВИЕ И МЕДИЦИНА
Почему, исцеляя лишь больную плоть, но не душу, выздоровления
не достичь? Существует ли православная медицина как таковая? Как
реализуется Соглашение о сотрудничестве между Минздравом РФ и Московской
Патриархией? Эти и многие другие вопросы обсуждались на проходившей
в рамках XII международных Рождественских чтений конференции в Московской
медицинской академии имени И.М. Сеченова на тему: "Церковь
и проблемы охраны здоровья народа".
ЧТО ТАКОЕ ИСЦЕЛЕНИЕ
А накануне конференции, в ходе торжественного открытия Чтений в
Кремле, выступил министр здравоохранения РФ, профессор Юрий Шевченко,
сам хирург с многолетним стажем, и сказал буквально следующее.
Как действующий врач, могу засвидетельствовать: без веры пациента
во врача и без веры врача в исцеление — оно невозможно. Как-то раз
наш патриарх сказал мне: "Как человек, носящий рясу, я сочувствую
всякому, кто облачен в белый халат, — ведь между нами много общего!"
Известно, что многие врачи побеждали болезнь пациента не столько
лекарственными средствами, сколько несокрушимым мечом веры. Так
что же такое — исцеление? Это, я бы сказал, возвращение целостности
духовно-телесной сущности человека.
Вспомним подвиг исповедника XX века Святителя Луки Войно-Ясенецкого.
Он совершил множество научных открытий, любое из которых прославило
бы его автора на всю жизнь. Фундаментальный труд Войно-Ясенецкого
"Очерки гнойной хирургии", за который ему была присуждена
Сталинская премия, не потерял актуальности и в наше время. Но он
имел мужество стать проповедником православной веры в то безбожное
время, совместив в себе служение врача и служение священника и заплатив
за это 15 годами ссылок и лагерей. Даже тогда, когда Святитель Лука
стал епископом, он продолжал проводить операции — и свершалось чудо
исцеления!
Вспомним чудеса врачевания апостола и евангелиста Луки, великомученика
и целителя Пантелеймона, святых бессребреников Косьму и Дамиана.
Земная жизнь самого Господа Иисуса Христа сопровождалась многочисленными
исцелениями страждущих. Будем помнить, что подлинное исцеление возможно
только при духовном очищении и покаянии человека.
В прошедшем 2003 году в Центре имени Н.И. Пирогова, который я возглавляю,
по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, начал строиться
храм Святителя и Чудотворца Николая Мир Ликийских — в честь небесного
покровителя выдающегося русского хирурга. Я хотел бы привести малоизвестную
молитву Николая Пирогова, которую тот читал перед каждой операцией
и вообще каждый день своей жизни: "Господи Боже мой, удостой
меня соединять там — где ссора, воздвигнуть веру — где сомнение,
давать радость — где горе. Даруй, Господи, не чтобы меня понимали,
а чтобы я понимал; не чтобы меня любили, а чтобы я любил; не чтобы
меня прощали, а чтобы я прощал; ибо кто прощает, обращается к жизни
вечной."
Сейчас, после долгого периода атеизма, многие люди приходят к Богу
через посланные им болезни и страдания, подтверждая, что в деле
исцеления равное значение имеют врач и священник.
ВАЖНО ПОМОЧЬ БОЛЬНОМУ
На конференцию собрались представители российских региональных обществ
православных врачей, сестры милосердия, православные ученые, юристы,
священнослужители. Шел живой, порой острый разговор о православном
подходе к современной медицине, возможности которой связаны не только
с лечением, но и с управлением человеческой жизнью, отсюда выдвигается
на передний план целый ряд нравственных проблем.
В основе христианского взгляда на медицину лежит понимание того,
что вне Церкви и церковной жизни достичь основной цели лечения во
всей полноте невозможно. Болезни, как следует из учения Церкви,
могут иметь различный характер: одни — как вразумление, во спасение,
чтобы человек перестал грешить; другие — как предохранение его от
еще несовершенного зла; третьи — к славе Божией, когда человек,
будучи больным и телесно, и душевно, и духовно, становится совершенно
здоровым… Господь попускает страдания человеку для того, чтобы душа
его очистилась и чтобы человек с благодарностью Богу смог войти
в Царство Небесное.
Несколько лет назад группа православных московских врачей занималась
исследованием взаимосвязи основных групп заболеваний с человеческими
пороками и страстями. И оказалось: гнев и неверие в Бога приводят
к широкому спектру проблем центральной нервной системы; тщеславие
вызывает заболевания дыхательных путей, печаль — мочевыделительной
системы, уныние — опорно-двигательного аппарата; гордыня способствует
сердечно-сосудистым, блуд — половым, а сребролюбие — нейро-сосудистым
болезням. Но самое удивительное, что полученные данные нашли подтверждение
в творениях святых отцов.
С 1995 года в Москве действует Общество православных врачей, которое
принимает активное участие в работе Церковно-общественного совета
по биомедицинской этике Московского патриархата. При его содействии
открываются больничные храмы для помощи больным людям (сейчас в
столице их уже более 20), создаются группы милосердия. В последнее
время в деятельности Общества появился новый аспект — участие в
законотворческом процессе, связанном с медико-биологическими проблемами.
— Мы ясно понимаем свою ответственность, — подчеркнул руководитель
Общества, профессор Александр Недоступ (ММА им. И.М. Сеченова),
когда речь идет о спорных вопросах клинической медицины с позиций
православия, что требует синтеза профессионального подхода и четкости
вероучительных постулатов. Ответы на многие вопросы должны быть
еще сформулированы.
Он отметил также, как важно помочь больному преодолеть свой недуг.
"Я кардиолог, — говорит Александр Викторович, — и когда приходит
ко мне пациент после инфаркта, я не могу сказать, что у него пройдет
ишемическая болезнь сердца — это обман. Но я научу его, как облегчить
болезнь, а таинства церковные укрепят его силы".
НЕПРЕДВЗЯТЫЙ ВЗГЛЯД
Священник и врач в одном лице, кандидат медицинских наук, протоиерей
Сергий Филимонов, возглавляющий Общество православных врачей Санкт-Петербурга,
выступил на конференции с докладом "Непредвзятый взгляд на
гомеопатию", где привел данные серьезных научных исследований
Общества в этой сфере, обосновал роль и место гомеопатического феномена
для иммуной системы организма. Кстати, многие святые отцы — Иоанн
Кронштадтский, Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов, преподобный
Амвросий Оптинский и другие поддерживали методы гомеопатии и сами
лечились ими.
Интересно мнение священника-врача по возможности прибегать к нетрадиционным
методам медицины. Вот ответы отца Сергия на наиболее актуальные,
на наш взгляд, вопросы.
— У кого не стоит лечиться православному человеку?
— Понимаю, что неискушенному человеку порой трудно разобраться,
к кому можно идти, а к кому нельзя. Церковь не благословляет лечиться
у магов, экстрасенсов, чародеев… В наше время идет волна неоколдовства,
которое все настойчивее проникает к людям под маской псевдоцерковности.
Всего на территории РФ сейчас действует около 300 таких крупных
целительских центров. Если человек идет к служителям оккультных
наук или к "бабкам", то совершается страшный грех против
первой заповеди Божией.
— Какую опасность таят в себе так называемые медицинские секты?
— Действительно, это новое, не известное до сего дня явление, когда
на стыке официальной и неофициальной медицины стали разрабатываться
так называемые "оздоровительные препараты". Их выпускают
обычно фирмы сомнительного происхождения, старающиеся показать свою
полную индифферентность к какой-либо вере, однако сама форма их
построения и организации точно соответствует строению сектантских
общин. При этом идет реклама некоей "энергетической заряженности"
продуктов и всякой прочей мистики.
— Как Вы относитесь к лечению травами?
— К фитотерапии, если она совершается профессионально, я как православный
врач отношусь положительно.
— Можно ли направлять больных к святым мощам?
— Можно и нужно, но для этого необходимо благословение священника,
и каждый случай должен разбираться индивидуально. Когда мы прикладываемся
к святым мощам, к святым иконам, то получаем от Господа большую
благодать, помощь и укрепление.
СЛУЖЕНИЕ И СОСТРАДАНИЕ
Что же отличает православного врача? Участники конференции, пытаясь
ответить на этот вопрос, обратились к работе одного из лучших духовных
мыслителей России — Ивана Ильина, названной им "О призвании
врача". Тот напоминает о "прочной и сознательной русской
медицинской традиции", согласно которой деятельность врача
есть дело служения, а не дохода. Врачебная присяга, разъясняет он
далее, которой мы все обязаны русскому православию, готовила врача
к самоотверженному служению, а главное, что молчаливо предполагалось
как несомненное, — к служению любви и страданию: врач призван любовно
обходиться с больным.
Но и это еще не все. Горе тому из врачей, продолжает И. Ильин,
кто упустит в лечении духовную проблематику своего пациента и не
сумеет считаться с нею. Врач и пациент — суть духовные существа,
которые должны совместно направить судьбу страдающего человека,
— только при таком понимании они найдут верную дорогу.
Какое замечательное дополнение к нынешней концепции "партнерства
врач — пациент", о которой не раз писала наша газета в отношении
управления такой хронической болезнью, как сахарный диабет!
Примечательно, что думает по этому поводу авторитетный ученый и
главный диабетолог Минздрава РФ, профессор Михаил Балаболкин.
— Мы, медики, в основном лечим тело больного, которое, как гласит
церковное учение, является храмом для души человека. В последние
годы ученые, стремясь раскрыть основы жизни, сумели дойти до генных
кодов, до регуляции синтеза белка. Но ведь человеческий организм
— это сочетание материального тела ("сома") и души. И
вот этой второй части мы уделяем, к сожалению, меньше внимания,
а она заслуживает большего. "Что пользы тело здоровое иметь,
— вопрошал Святитель Тихон Задонский, — но душу расслабленную и
немощную?" Забота же о душе идет через веру в Создателя.
Еще хочу отметить, продолжал Михаил Иванович, здоровый образ жизни.
Укрепляя наше тело, он восстанавливает также духовную и душевную
составляющие, действуя на молекулярном уровне. Как показали некоторые
исследования, на его фоне стабилизируется ДНК, не позволяя мобильным
генам смещаться со своего "положенного места" на другие
участки и активировать те гены, которые участвуют в развитии заболевания.
В понятие здорового образа жизни входит, в частности, пищевое поведение,
умеренность в еде, соблюдение постов (для людей с диабетом здесь
нужна консультация лечащего врача) — все, что вместе с физической
активностью способствует сохранению веса человека в пределах нормы.
Между тем переедание, грех чревоугодия приводят к развитию ожирения,
связь которого с диабетом 2 типа доказана мировой наукой. Словом,
желаю всем нашим пациентам обрести веру в возможность поддержания
здорового тела и здорового духа.
Ольга Трофимова
|