ДИАЭКСТРИМ
ЛЕТАЯ... НА ИНСУЛИНЕ
В соответствии с нормами безопасности пассажиров и экипажа
пилот должен быть физически здоров. Существует ряд хронических заболеваний,
при которых пилоту запрещается летать. И хотя некоторые из них еще
оставляют ему надежду на возвращение в авиацию, диабет к ним не
относится или до недавнего времени не относился. Эта история рассказывает
о том, какой долгий путь пришлось проделать пилоту Стефену Стилу
для того, чтобы вновь вернуться к штурвалу самолета.
Для контроля состояния здоровья члены экипажа должны ежегодно проходить
медицинское освидетельствование во врачебно-летной экспертной комиссии,
поэтому в мае 1986 года Стефен Стил — сотрудник Канадских международных
авиалиний — прошел медосмотр, который дал положительный результат.
А спустя несколько недель у него появились первые симптомы диабета.
На следующем медосмотре ему был официально поставлен диагноз — инсулинозависимый
диабет. А значит — прощай небо и самолеты.
"В авиации я проработал 14 лет, — вспоминает Стефен, — 11 из
которых я был пилотом пассажирского самолета. После диагноза меня
все равно что забраковали… Тяжело мне было расставаться с любимым
делом и начинать жизнь заново".
Канадская конвенция о международной гражданской авиации практически
соответствует конвенции, принятой Международной организацией гражданской
авиации (ИКАО). До недавнего времени ИКАО позволяла летать лишь
тем пилотам с диабетом, которые могли контролировать свое заболевание
при помощи диеты и физических нагрузок. И ни в одной стране мира
пилота с инсулинозависимым диабетом даже не подпустили бы к штурвалу.
"Безопасность в полете очень важна, — говорит Стефен. — Пилот
отвечает не только за свою жизнь, но и за жизни пассажиров и экипажа.
Однако, мне не понятно, почему человеку с диабетом не дают хотя
бы продемонстрировать свою возможность контролировать инсулинозависимый
диабет в полете".
Кроме того, Стефен считает, что все эти ограничения были наложены
на пилотов с диабетом довольно давно, в то время, когда не было
столь совершенных средств самоконтроля и современных инсулиновых
аналогов, поэтому в настоящее время они уже потеряли актуальность.
"За последние двадцать лет в лечении диабета был сделан настоящий
прорыв, — говорит он, — который позволил людям с диабетом жить полноценной
жизнью. Но получается, что новые технологии развивались, а ограничения
оставались прежними. А это прямое нарушение прав человека с диабетом".
В 1982 году в Канаде была принята новая конституция. Одна из ее
статей — о Правах и Свободах — гласила: "Инвалид не должен
по причине своей инвалидности подвергаться дискриминации в рамках
любой программы или деятельности".
Таким образом, новая конституция давала возможность оспорить ограничения,
налагаемые конвенцией ИКАО.
В апреле 1992 года эти ограничения были пересмотрены и изменены.
Теперь людям с диабетом, способным контролировать свое заболевание,
разрешалось летать. Канада стала первой страной, власти которой
позволили выдавать лицензии летчиков людям с инсулинозависимым диабетом.
При этом пилот обязан:
• следить за тем, чтобы его уровень сахара крови до полета и в полете
был слегка повышен — это необходимо для снижения риска гипогликемии,
которая в полете гораздо опасней повышенных "сахаров".
В то же время пилот не должен забывать, что регулярно повышенные
"сахара" могут стать причиной развития осложнений. Выбор
— за пилотом;
• следить за тем, чтобы уровень сахара крови варьировал между 5,5
и 15 ммоль/л, но не понижался и не повышался;
• иметь при себе глюкозу, которая быстро всасывается в кровь; она
необходима в случае понижения уровня сахара крови.
В ноябре 2001 года Стефен снова прошел медосмотр, а через год ему
вернули лицензию пилота. Сейчас в Канаде насчитывается около 50
пилотов с диабетом, которым разрешено летать. Пятеро из них обслуживают
коммерческие рейсы, один служит в военно-воздушных силах, остальные
заняты в других сферах и летают, лишь когда появляется желание.
"Есть все основания предполагать, что очень скоро примеру Канады
последуют Австралия, Южная Африка, США и Великобритания, — говорит
Стефен. — Что касается меня, я счастлив, что смог вернуться в авиацию,
я счастлив, что ограничения были пересмотрены, ведь это лишний раз
доказывает: диабет не болезнь, а образ жизни".
Diabetes Voice
|