ДИАВЗГЛЯД
CОЦИАЛЬНАЯ РЕФОРМА КОРО НАЧИНАЕТ РАБОТАТЬ…
Какова роль Государственного регистра больных сахарным
диабетом в ее реализации.
Сегодня у нас в гостях — руководитель отдела Государственного регистра
и эпидемиологии сахарного диабета Эндокринологического научного
центра РАМН, доктор медицинских наук Юрий Сунцов. Наша беседа затрагивает
наиболее актуальные медико-социальные проблемы, волнующие наших
читателей, и прежде всего — осуществляемую с начала Нового года
денежно-социальную реформу, которая, по понятным причинам, представляет
особый интерес для людей, больных диабетом.
— Юрий Иванович, на недавней встрече министра здравоохранения и
социального развития РФ Михаила Зурабова с директорами ряда академических
и подведомственных центров и институтов был затронут вопрос о важности
создания регистров социально значимых заболеваний. Почему к этому
привлечено сейчас такое внимание?
— Потому, что именно в сфере социально значимых заболеваний, к которым
относится и сахарный диабет, государство принимает активное участие
по планированию специализированной помощи больным, лекарственному
обеспечению, социальным льготам. И от того, в каком состоянии находятся
системы медико-статистического наблюдения, во многом зависит конкретное
наполнение новых социальных реформ.
К ведению регистров есть различные подходы. Например, для составления
регистра онкологических больных применяют принцип "окон ясности",
когда производят выборку отдельных регионов и там ведут системный
учет таких больных. В отношении регистра сахарного диабета мы стараемся
охватить все регионы, чтобы получить наиболее полную картину по
всей России. Накопленный за последние годы опыт показал: Государственный
регистр больных СД — это важнейшая база данных, необходимая для
динамичного развития всей диабетологической службы России.
Возвращаясь к совещанию в министерстве, хочу заметить: сегодня государству
нужна всеобъемлющая и достоверная информация по социально значимым
заболеваниям, и это позитивный знак. Такая информация может быть
получена только с помощью регистров, ибо никакие отчеты, которые
легко корригируются, не дают возможности узнать истинную картину.
— Какие потоки информации заносятся в регистр?
— В современном представлении регистр больных СД — это автоматизированная
информационно-аналитическая система мониторинга их здоровья, качества
лечебно-профилактической помощи и эпидемиологической ситуации в
целом. Система предусматривает наблюдение за пациентом от момента
заболевания до его смерти. Наряду с паспортными данными, в нее вводятся
показатели состояния здоровья и качества жизни, наличия осложнений
диабета, сведения о лечении и получаемых сахароснижающих препаратах,
информация о причинах инвалидизации и некоторые другие данные по
диабетологической службе.
Хочу обратить ваше внимание на то, что лишь 9% прямых затрат, связанных
с диабетом, идет на инсулины и другие сахароснижающие препараты
и 91% (!) — на лечение поздних осложнений диабета.
Понятно, что только базируясь на данных регистра, можно планировать
— даже не на федеральном, а на местном уровне — мероприятия по лечебной
помощи и профилактике, а также по обеспечению лекарственными средствами
— в той форме, в какой это будет делаться, — будь то денежная компенсация
или пакет тех льгот, которые имеют больные СД, включая бесплатные
медикаменты.
Надо сказать, что большинство регионов уже осознали: эти регистры
нужны не только для Центра, а прежде всего им самим. И они участвуют
в их ведении вполне ответственно.
— Как может меняться содержание регистра в связи с внедрением реформы
по замене социальных льгот денежной компенсацией?
— Вопрос сейчас ставится так: федеральный центр берет на себя обеспечение
существующими льготами только инвалидов, больных диабетом. Эта категория
среди пациентов с СД приближается к 50%, что составляет около 1
миллиона человек. Все остальные люди с СД будут обеспечиваться из
местных бюджетов, и уже местная администрация будет решать вопрос,
как компенсировать им льготы. Так видится первый этап нынешней реформы.
Как известно, многие больные СД не идут на то, чтобы оформлять инвалидность,
из-за ряда социальных моментов: так, не хотят афишировать свою болезнь
в связи со своей работой или учебой; особенно это относится к молодым
людям, желающим, например, получить какую-либо специальность, связанную
с рисками, где диабет или тем более инвалидность напрочь закрывают
им дорогу.
В самом деле, инвалидность третьей группы предполагает, что человек
способен работать, но с некоторыми ограничениями, второй группы
— может вообще не работать, первой группы — нуждается в уходе.
А теперь представьте: те больные СД, кто без инвалидности, но, как
правило, с весьма приличными расходами на свое лечение, получат
по новой реформе где-то 400 с лишним рублей на лекарства — что они
могут купить на них в аптеке? По существу они поставлены перед жестким
выбором: потратить их на медикаменты, пусть даже самые дешевые,
или купить обычно недостающие продукты питания? И, делая выбор в
пользу последних, они вряд ли задумаются о потенциальных (и в данном
случае — неизбежных для них!) осложнениях диабета.
Таково негативное следствие так называемой реформной "монетизациии",
то есть денежного обеспечения, которое ударит прежде всего по тем
больным, у кого невысокие доходы, — пожилым людям, пенсионерам и
молодежи, которая хочет реализовать себя.
Видимо, окончательные решения, вытекающие из реформы, не должны
быть быстрыми, следует более тщательно изучить реальную ситуацию
и возможные последствия. Думаю, после того, как реформа начнет работать,
часть больных СД будет вынуждена пойти на то, чтобы оформить себе
инвалидность. И, естественно, среди них может оказаться часть тех
взрослых, у кого утрата нетрудоспособности не столь ярко выражена,
с легким типом СД. То есть изменения в структуре инвалидности больных,
безусловно, появятся.
— В почте "ДН" есть письма, где их авторы сетуют на несправедливое,
на их взгляд, отношение органов МСЭ на местах, определяющих группу
инвалидности. Так, Валентина Таранич из города Богучар Воронежской
области пишет о том, что ее 18-летней дочери, заболевшей диабетом
в девять лет, оформили третью, а не вторую группу, поскольку, "
как говорят добрые люди, им, мол, "мало заплатили". Будет
ли что-то меняться в этой сфере?
— Скорее всего, критерии выдачи хроническим больным инвалидности
той или иной группы будут продуманно пересматриваться. Речь идет
прежде всего о четком определении степени утраты трудоспособности,
от чего зависит и объем денежной компенсации. Считается, что если
трудоспособность частично сохранена, то человек может и что-то заработать.
В принципе это общемировая практика. В США, например, тоже есть
дифференциация: за какую-то часть современных дорогих инсулинов
больной платит сам и часть ему компенсирует государство; если же
он не в состоянии заплатить, то получает более дешевые инсулины.
Сейчас в России не только в Москве, но и в целых регионах, например,
Омской, Тюменской областях, используются только генно-инженерные
человеческие инсулины. Я разговаривал с руководителями органов здравоохранения
Омска, и они заверили, что те больные СД, которые получают такие
инсулины, останутся на них и со вступлением реформы в силу. В отношении
пациентов с СД — не инвалидов местная администрация может решать
вопрос по-разному: они получат или денежную компенсацию, или опять
такие же инсулины, то есть понижения в качестве лекарственной помощи
не будет.
Однако сложная ситуация существует в сельской местности, в отдаленных
районах страны, где у людей зачастую нет ни денег, ни возможности
поехать в город и купить лекарства. Помню случай, в одном из дальних
сел Бурятии 1 флакон инсулина выдавали на троих больных.
— На страницах "ДН" мы не раз рассказывали о результатах
экспедиций по регионам России, которые совершает мобильный научно-исследовательский
и лечебный центр в рамках совместного проекта ЭНЦ РАМН и компании
"Ново Нордиск". Как координатор этого проекта, не могли
бы Вы обобщить полученные данные? Что нового на сегодняшний день?
— У мобильного центра, напомню, весьма актуальные задачи — прежде
всего оказать больным квалифицированную помощь, изучить реальную
распространенность осложнений сахарного диабета, а также оценить
эффективность проводимого лечения.
Маршруты экспедиций пролегали уже в Татарстан, Ленинградскую, Ростовскую,
Нижегородскую, Свердловскую, Московскую (частично), Омскую и Тюменскую
области; сейчас мы планируем маршрут в Вологодскую область. Могу
сразу сказать, что, например, по четырем регионам более 220 тысяч
больных СД типа 2 не знали о своем заболевании (то есть 1,6-2% от
проживающего населения) — практически столько, сколько находится
пациентов с диабетом на диспансерном учете. Причем, обследовались
люди, которые по каким-то причинам пришли в лечебно-профилактическое
учреждение.
Картина поздних осложнений у больных СД в российской "глубинке"
существенно варьирует от состояния лечебной помощи в конкретном
регионе. В целом же можно определить, что частота выявленных осложнений
(диабетическая ретинопатия и нефропатия) у обследованных нами пациентов
с СД колеблется от 20 до 40%. Огорчает и положение с сердечно-сосудистыми
заболеваниями. Так, у 30-40% больных впервые выявлены случаи стенокардии,
у 30-50% — артериальной гипертонии, по поводу которых больные, естественно,
не получали лечения.
Судя по данным экспедиций, в регионах явно недостаточна доля пациентов
с СД типа 2 (в среднем 9-12%), получающих инсулинотерапию. Здесь
нет еще необходимой мотивации у самих пациентов и врачей, да и неизбежное
увеличение закупок инсулина, с учетом этой категории больных, —
еще один сдерживающий фактор для местных бюджетов.
— Что же, на Ваш взгляд, в организации диабетологической помощи
требует принятия неотложных мер?
— Во-первых, у нас есть над чем поработать в плане более строгого
контроля и самоконтроля диабета. Анализ гликированного гемоглобина,
который должен проводиться больным СД типа 1 хотя бы раз в три месяца,
проводится в основном только детям и подросткам и редко взрослым.
Во-вторых, нужно еще многое сделать, чтобы поставить дело обучения
больных СД на должный уровень (широкая сеть школ, освобожденные
для обучения врач/медсестра, система не разовой, а регулярной учебы).
В-третьих, нужно всерьез решать проблему обеспеченности больных,
не только детей, но и взрослых, приборами самоконтроля. Сейчас этот
показатель не превышает 5-6%, соответственно и степень компенсации
у большинства больных СД оставляет желать лучшего. Так, хроническая
декомпенсация диабета в российских регионах наблюдается у 90-92%
детей и подростков и до 70% у взрослых с типом 1; при СД типа 2,
в силу распространенности его легких форм, — у 50-55% пациентов.
Между тем азбучная истина гласит: именно компенсация диабета — основа
профилактики сосудистых осложнений!
— И последний вопрос, Юрий Иванович: как используются те данные,
которые вы получаете в ходе экспедиций мобильного центра?
— В результате собираемой и анализируемой нами информации организаторы
здравоохранения в центре и на местах получают конкретные рекомендации,
как улучшить диабетологическую помощь на федеральном и региональном
уровнях. Добавлю, что руководители здравоохранением тех регионов,
где мы были, всегда оказывали необходимую помощь в организации обследования,
проявляли заинтересованность в том, чтобы знать объективную картину
и принимать адекватные меры.
На данный момент Государственный регистр больных сахарным диабетом
представляет сеть из 82 региональных центров, в которых ведутся
свои регистры больных СД. Правда, происходящая реформа, судя по
поступающим к нам вопросам, немного озадачила регионы: а будет ли
продолжаться работа в этом направлении?
Ответ однозначен: не только будет, но и значимость ее возрастет.
Госрегистр больных СД — один из наиболее важных источников объективной
информации, на основе которой возможна обоснованная разработка мероприятий
по развитию диабетологической службы.
Записала Ольга Трофимова .
|