Вернуться в Diabet-News  
главная
редакция
анонс
содержание
e-mail
 

Рубрики:

ТЕМА НОМЕРА

ВОРОБЬЕВЫ ГОРЫ — МОСКОВСКИЙ ЭТАП ВСЕМИРНОГО МАРША ПРОТИВ ДИАБЕТА

ДИАПАНОРАМА

ДИАПОЧТА

ДИАКЛАСС

ДИАМИКС

ДИАВЗГЛЯД

ДИАРАКУРС

ДИАФОН

ДИАГОНАЛЬ

ДИАФОРУМ

ДИАСМАК

ДИАСЕМЬЯ - ЧТО? СКОЛЬКО? КОГДА?

ДИАКЛКБ

ноябрь, 2004

ДИАСЕМЬЯ - ЧТО? СКОЛЬКО? КОГДА?

ТЕБЕ НРАВИТСЯ РОБИН БОБИН БАРАБЕК?

На этот раз в рубрике "Ликбез для родителей" мы пригласили выступить психолога Екатерину Розанову, Она — кандидат педагогических наук, доцент Московского психолого-педагогического университета, автор многих книг по игровому обучению и воспитанию. Ее сыну сейчас 22 года, двадцать из которых он страдает сахарным диабетом. Знания ученого, соединенные с личным материнским опытом, как нам кажется, представляют особый интерес для читателей нашей газеты.

Если ребенок заболел диабетом очень маленьким, в два-три года, естественно, ему говорить о болезни ничего не надо. Он просто включается в ситуацию и даже не очень осознает, что с ним происходит. Он просто видит, что жизнь меняется не в лучшую сторону. И объяснять ему пока ничего не нужно. Когда пройдут первые, самые тяжкие для всех дни, а что говорить, это страшный удар в сердце матери, и болезнь как бы станет бытом, что неизбежно — мамам надо переключаться на себя, работать только с собой, стараясь сделать в первую очередь свою (да, да, я не оговорилась, свою) жизнь в какой-то степени радостной, несмотря ни на какие обстоятельства. Необходимо найти для этого силы. Потому что все это — во имя ребенка, чтобы ему было лучше. В первую очередь это испытание послано родителям и эту жизненную задачу им нужно решить. Вообще-то не самую трудную из всех, которые встречаются.

Конечно, очень многое зависит от семьи, от того, какая она на самом деле, насколько дружна и слажена. Если семья была, допустим, не очень благополучной или просто фикцией, лишь так называлась, этот неожиданный диабет в десять раз усугубляет ситуацию и часто приводит к разрыву. Он как бы убыстряет вялотекущий процесс.
И не всегда, поверьте, развод — самое худшее. Я знаю разные случаи, и мой собственный опыт тоже не исключение. Казалось, произошла трагедия: я осталась с двумя детьми, Катя в первом классе, третьеклассник Петя болел диабетом, а муж ушел. Мы любили друг друга, но у нас была непростая семья. Мы и раньше часто ссорились. А когда Петя заболел, отношения стали еще хуже. И муж тогда ушел. Просто, видимо, он интуитивно почувствовал, что если уйдет, больше сможет сделать для нас же. Он все равно любил своих детей и любит их до сих пор. Бывший муж уехал в США, сделал неплохую карьеру, благополучно работает, с нашего общего согласия забрал к себе дочку, воспитывает ее теперь там. Петя часто ездит к нему, а дочка — ко мне. Мы все поддерживаем друг друга. Отношения супругов у нас разрушились, но сохраняются отношения отца и матери. В том варианте развод оказался болезненным, но оптимальным выходом. Думаю, если бы мы продолжали жить вместе, больше всего пострадали бы дети.

Однако вернемся к детскому возрасту. Полагаю, что если ребенок заболевает диабетом лет в пять-шесть (он уже достаточно сознательный человек), то с ним можно поговорить о том, что у него за болезнь и что ему нельзя, скажем, есть шоколад до отвала, что он не совсем такой, как остальные дети. От этого разговора очень многое зависит, к нему надо хорошо подготовиться, продумать и очень разумно провести. В общем, ничего такого ужасного в том, что ему нельзя есть сладости столько, сколько его сверстникам, — нет. Призовите на помощь фантазию, мобилизуйте чувство юмора — его вообще надо использовать как можно чаще, потому что юмор всегда поднимает оптимизм и тонус. Спросите, например, малыша неужели ему нравится быть похожим на Робин Бобин Барабека и на других сказочных героев — толстых и никчемушных.

Я уже говорила, что болезнь ребенка, самого любимого маленького человека на свете, всегда удар и трагедия. Первое время невозможно воспринимать это иначе. Но когда вы изучите досконально все, что связано с диабетом, а без этого вы не обойдетесь, когда вы станете "профессором" и в деталях будете знать, что и когда нужно есть вашему ребенку, когда мерить сахар, когда делать уколы, и все это дальше (питание, самоконтроль, инсулин) будет происходить почти автоматически, вам надо постараться всеми силами найти свои интересы. Обязательно должно быть что-то помимо проклятого диабета, что заполняет вашу жизнь. Ребенку от этого будет только легче. Он будет видеть: мама радуется, мама смеется, значит, все хорошо и уже совсем не так страшно. Ищите стимулы! Есть ради чего жить на этом свете.

Я могу по своему скромному жизненному опыту сказать, что благодаря сложившейся тяжелой ситуации стала писать книжки и даже защитила диссертацию.
И что еще хочу добавить: ни в коем случае, держа все под своим контролем, не фиксируйте внимание сына или дочки и домашних на деталях, не напоминайте всем десять раз про то, что надо измерить сахар, сделать укол. Не "заклинивайтесь" на этом.

Самое главное — не драматизировать ситуацию. Вся хитрость заключается в том, чтобы самим не испытывать страха, ужаса, потому что тогда вы не передадите все это ребенку. Если вы сами уже капитулировали перед болезнью и больше ни о чем не в состоянии думать, ваш малыш на бессознательном уровне почувствует то, что чувствуете вы. Какие бы красивые слова вы ему не говорили о том, что жизнь прекрасна и удивительна, если он видит: мама не способна радоваться жизни, впала в депрессию и отчаяние, он будет чувствовать то же, что и вы. Мать и дитя — соединяющиеся сосуды, которые невозможно разъединить.

Записала Софья Старцева

 

[печатать] [наверх]
Дизайн-студия "Арт-Бизнес-Центр"

© ЗАО "Арт-Бизнес-Центр" 2000-04. Все права защищены. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Диабет-Новости™, ДиаМир™, ДиаНовости™, Арт-Бизнес-Центр™ - зарегистрированные торговые марки.