ДИАПАНОРАМА
ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО ПОСТОЯННО УЧИТЬСЯ…
На проходившем недавно в Мюнхене 40 - м конгрессе Европейской
ассоциации по изучению диабета (EASD) были награждены премией Исследовательской
группы по проблемам обучения больных СД (DESG) российские специалисты
- А.Майоров, Г.Галстян, М.Анциферов, О.Двойнишникова, представившие
свою работу под руководством директора ЭНЦ РАМН, академика И.Дедова.
А. Майоров, Г. Галстян и Рудольф Хлуп, представитель Исполнительного
комитета DESG
Сегодня уже не надо доказывать, что успешно контролировать любое
хроническое заболевание - даже с максимальным использованием арсенала
современной медицины, но без активного участия пациента, попросту
невозможно. Ведь именно больной должен изо дня в день выполнять
рекомендации врача, а это требует определенных знаний, навыков и,
с учетом меняющихся обстоятельств жизни, принятия самостоятельных
решений медицинского характера.
Не случайно, диабетология явилась пионером в новом направлении
медицины, делающем больного постоянным партнером врача в лечебном
процессе.
Ведь следование терапевтическому режиму - это, пожалуй, самая трудная
задача для пациента с сахарным диабетом, если рассматривать реестр
всех хронических заболеваний.
Давайте вспомним - целый ряд контрольных и лечебных мероприятий
достаточно сложен технически (инъекции инсулина, самоконтроль гликемии),
другие - затрагивают образ жизни (диета, физическая активность).
Более того, лечение чревато нежелательными явлениями, например,
пресловутыми «гипо». В то же время, чем более осознанно больной
СД участвует в лечении, тем лучше результаты в компенсации обмена
веществ, профилактики осложнений, уровня качества жизни.
С 1989 года специалистами ЭНЦ РАМН внедряется в жизнь концепция
терапевтического обучения больных диабетом, основы которой были
разработаны как раз европейской группой DESG. Терапевтическое обучение
является непрерывным процессом, объединяющим информацию, обучение
“самопомощи” и психологическую поддержку. В конечном итоге речь
идет об управлении не заболеванием, а жизнью со своим заболеванием.
Каков же эффект программ терапевтического обученя в России? Проследить
его на протяжении 13 лет для больных СД типа 1 и взялись вышеназванные
специалисты.
- Мы обследовали пациентов до обучения в 1990 году, через 1 год,
2 года, 7 лет и, наконец, через 13 лет, - рассказывает ведущий научный
сотрудник ЭНЦ РАМН, к.м.н. Александр Майоров. - И если на первых
двух этапах мы фиксировали у пациентов стабилизацию углеводного
обмена, сокращение частоты острых осложнений, уменьшение числа госпитализаций,
то через 13 лет результаты лечения оказались не столь эффектны.
Прежде всего это касается уровня гликированного гемоглобина HbA1c:
в среднем он стал достоверно хуже. Однако при подробном анализе
выяснилось, что не у всех членов этой группы, включавшей 64 человека,
уровень компенсации был неудовлетворителен, встречались и приемлемые
показатели. Поэтому была поставлена задача - выявить причины, по
которым стихийно сформировались эти две подгруппы. И оказалось,
что участники «хорошей» подгруппы (24 человека) все эти годы продолжали
регулярно ходить к нашим специалистам, получая на консультациях
элементы обучения. А участники «неудовлетворительной» (40 человек)
- пассивно наблюдались в обычной системе здравоохранения.
Таким образом, в подгруппе интенсивного наблюдения средние показатели
HbA1с через 7 и 13 лет ухудшились незначительно и были достоверно
лучше, чем в 1990 году (в пределах 8%). В подгруппе же традиционного
наблюдения этот показатель постепенно возвращался к исходным значениям
и на сегодняшний день колеблется от 8 до 10%. Опять же, на момент
истекших 13 лет, в первой подгруппе частота самоконтроля была выше
(в среднем, 26 определений в неделю) по сравнению со второй (10
определений в неделю).
Крайне важно было посмотреть различие за минувший срок по развитию
сосудистых осложнений. Конечно, при такой небольшой группе статистически
достоверно сделать это трудно.
- Поэтому, - продолжает свой рассказ Александр Майоров, - мы для
сравнения просто взяли результаты по популяции российских больных
со схожей длительностью СД (в 1990 году, на старте обучения, у пациентов
средний «стаж» диабета уже равнялся 10 годам, плюс 13 прошедших
лет - итого 23 года). Но, поскольку выявляемость осложнений СД в
российских регионах, как известно, не всегда на высоте, мы обратились
к данным, полученным в ходе экспедиций мобильного комплекса ЭНЦ
РАМН, который проводил исследования в ряде областей по тем же методикам,
что действуют в нашем Центре.
И вот тогда, действительно, выявилось различие. Так, диабетическая
ретинопатия, прежде всего в ее выраженной форме - пролиферативной,
встречалась достоверно ниже в нашей группе по сравнению с «российской
действительностью»; диабетическая нефропатия не была зафиксирована
у 80% участников нашей группы, а по данным экспедиций - только у
40% обследованных пациентов.
Основной вывод можно сделать следующий. Да, обучение больных уменьшает
развитие и прогрессирование сосудистых осложнений; но тенденция
возврата гликированного гемоглобина к исходным значениям говорит
о том, что обучение не может быть однократным процессом, оно должно
осуществляться постоянно.
И в этом свете основная задача, стоящая перед врачами - диабетологами,
- организация длительного наблюдения за больными СД. Необходимо
также «обучение обучателей» - зеленый свет здесь дан: в последние
годы в Москве и регионах регулярно проходят специальные семинары
для врачей под эгидой DESG при поддержке компании «Сервье».
Соб.инф.
|