ДИАЭКСПЕРТИЗА
НЕ ТЕРЯЙТЕ ОПТИМИЗМ И НАДЕЖДУ!
В фокусе внимания – новая книга «Диабет. Вы и ваш
ребенок» Сегодня мы предлагаем вам, дорогие читатели, принять участие
в коллективной экспер тизе новой книги «Диабет. Вы и ваш ребенок»,
подготовленной совместными усилиями нашей газеты и Российского представительства
датской компании «Ново Нордиск».
ОТВЕЧАЯ НА ВОПРОСЫ «КАК»
Эта книга необычна, поскольку представляет собой
первый суммированный опыт отечественных врачей-эндокринологов, в
том числе детских специалистов, педагогов и психологов, и потому
во многом еще несовершенна. Однако и авторы, как признается в предисловии,
не преследовали цель создать «идеальную инструкцию» по жизни семьи,
где ребенку поставлен диагноз диабет; они предлагают свои советы
и рекомендации, как по-новому, с учетом заболевания, строить теперь
жизнь такой семьи.
Да, можно с уверенностью сказать, что этот труд в
корне отличается от уже выпущенной в нашей стране такой литературы
по диабету – как сугубо медицинской (например, руководство «Сахарный
диабет у детей и подростков» академика И.И. Дедова и группы авторов,
М., 2002; книга на ту же тему профессора Э.П. Касаткиной, М., 1996),
так и специализированных изданий различных фирм по проблемам СД
1 типа.
Вы не найдете здесь последнюю научную концепцию этиологии
и патогенеза «диабета молодых» или выверенные современные данные
по проблемам СД в детском возрасте, основанные на стандартах экспертов
ВОЗ. Конечно, такие сведения архиважны и полезны для ученых и клиницистов
– педиатров. Но наша-то книга – для родителей детей с диабетом и
частично для самих этих детей.
Конечно, лечащие врачи дают много наставлений своим
маленьким пациентам и их родителям, начиная с момента первой же
выписки из больницы. Но ведь вопрос стоит в целом об изменении стиля
жизни как больного ребенка, так и всей семьи. Помимо проблем организационных
(как следить за состоянием ребенка, что готовить, когда принимать
пищу, как делать уколы и измерять уровень сахара крови), возникает
масса других, в том числе психологического характера: как справиться
с эмоциями, успокоить ребенка и близких, как теперь ходить в школу,
заниматься спортом, ездить к морю и еще множество других КАК? И
авторы книги пытаются найти ответы (порой предположительно, некатегорично)
на эти вопросы, возникающие в семьях как в первые месяцы, так и
на протяжении долгого времени (кстати, некоторые вопросы взяты из
почты «ДиаНовостей»).
Еще один несомненный плюс книги – это ее социальная
ориентация. В ней размещен позновательный материал не только для
родителей, но и для учителей, тренеров, социальных работников, окружения
детей в целом. И все эти «камушки», складываясь в единую мозаику,
помогают научиться жить полноценной насыщенной жизнью, как живут
миллионы людей с диабетом во всем мире.
Несколько слов об авторах. Среди них – не нуждающаяся
в особых представлениях, научный консультант «ДиаНовостей», заслуженный
врач РФ Эмма Войчик; настоящие подвижники детской и подростковой
эндокринологии Елена Одуд и Галина Сивоус (РМАПО), опытный психолог
со стажем преподавательской работы Светлана Гнедова и старший научный
сотрудник Российской академии образования, она же руководитель Центра
помощи детям и подросткам СВАО Москвы – отделения Московской диабетической
ассоциации Татьяна Шапошникова.
О СТРУКТУРЕ КНИГИ И ЕЕ АКЦЕНТАХ
Закончив мини-представление книги, мы хотим вкратце
изложить вам структуру издания. Она включает:
- этап начала заболевания (очень важно для родителей не только
сразу уяснить суть и потенциальные угрозы диабета, но и уже на
старте научиться справляться с эмоциональными реакциями);
- «домашние» знания об инсулине, средствах его введения, технике
инъекций, гипогликемии, самоконтроле, планировании питания;
- раздел «ребенок и его окружение» (как объяснить окружающим
ваши проблемы, как строить семейные отношения, как вести себя
детям с диабетом в школе; плюс конкретные рекомендации родителям
и учителям);
- возрастные психологические характеристики и советы подрастающим
(отсюда книгу можно читать родителям и детям вместе);
- будущая взрослая жизнь (проблемы дальнейшего обучения, получения
профессии, создания семьи; отношение к «вредным привычкам»);
- инициативность родителей, участие в общественных диабетических
организациях, социальное обеспечение детей с диабетом.
В книге содержатся также приложение «Школа и дети
с диабетом» с четко разработанными рекомендациями в адрес как учеников,
так и учителей, а также блок дополнительной полезной информации.
О нем скажем особо. Его ценность, на наш взгляд, не только в традиционных
таблицах по питанию, а также данных по медучреждениям, курортам
и диаобществам, но и прежде всего в достаточно полном перечне «Права
и льготы детей-инвалидов по диабету и их родителей (опекунов, попечителей)».
Надо сказать, что, анализируя почту «ДиаНовостей»,
мы пришли к заключению: в подавляющем большинстве писем наши читатели
из всех регионов России просят разъяснить различные аспекты социальной
защиты детей с диабетом и их родителей. Далеко не везде еще есть
квалифицированная юридическая помощь, и, полагаем, приведенная в
книге соответствующая документация не окажется для них лишней.
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГА
Второй по популярности блок вопросов в нашей почте
– это влияние диабета на психологические особенности ребенка. Например,
сегодня на редакционном столе два таких письма: одно из Пензы от
Ю. Гусевой, имеющей сына Лешу 14 лет (СД 1 типа с 12 лет) и спрашивающей,
как постоять за себя перед грубиянами, и второе из Уфы – без подписи
, поскольку, как пишет одна мама, ее дочь «не принимает диабет ни
под каким девизом».
Принимая во внимание такой интерес, мы представляем
сейчас на ваши экспертные оценки, с учетом вашего опыта, схематично
выделенные из книги возрастные психологические характеристики. Итак,
- на период 6-8 летнего возраста приходится один из пиков заболеваемости
СД; у детей младшего возраста отмечается малоосознанное чувство
болезни, ощущение непривычного ухудшенного самочувствия, что нередко
выражается в плаксивости и капризности; у более старшего возраста
(младшие школьники) уже есть элементарное осознание болезни, первые
попытки осмысления ее, что частично проявляется в смутном чувстве
собственной недостаточности;
- подростковый (средний школьный, пубертатный) возраст – с 11-12
до 14-15 лет – богат драматическими переживаниями, трудностями,
кризисами; в этот период организм претерпевает резкие изменения,
связанные с половым созреванием, что оказывает влияние и на поведение:
подросток раздражителен, обидчив, может долго хандрить; к тому
же он начинает считать себя взрослым и вступает в конфликты с
родителями; на этом фоне закладывается более высокий уровень отношения
к болезни – понимание ее как новой категории бытия; но именно
тогда нередки также отказы от соблюдения диеты, режима введения
инсулина;
- юношеский возраст (старший школьный, постпубертатный) – период
полноценного вступления в мир взрослых, пора мечтаний и грандиозных
планов; способность самому отвечать за себя, в том числе в контроле
диабета – то право, которое сын или дочь стремятся завоевать.
Авторы не хотят навязывать читателям свое мнение
по решению различных проблем, а предлагают, проанализировав возникшую
ситуацию, попытаться разобраться: что в поведении их взрослеющих
детей от самого процесса взросления, а что - от болезни? Если же
не удается справиться с происходящим, не нужно отчаиваться: через
подобные проблемы наверняка уже прошли другие подростки, стоит лишь
внимательно рассмотреть приведенные в книге типичные ситуации.
Словом, ждем ваши отзывы с пометкой «диакспертиза
книги» прежде всего по поднятой в ней психологической проблеме:
согласны ли вы с приведенной выше классификацией? Что представляется
вам наиболее важным во внутреннем мире ребенка с диабетом и в ваших
взаимоотношениях? Что происходит у вас в семье на практике? Наконец,
насколько полезна для вас такая книга?
В заключение разрешите передать всем пожелание авторов
книги: не теряйте оптимизма и надежды даже в минуты отчаяния, которые
испытывает любой человек в своей жизни – неважно с диабетом он или
без.
Диаэкспертизу провела Ольга Трофимова
P.S. Прочитав полностью книгу «Диабет. Вы и ваш ребенок»
(ее, как всегда, вы сможете приобрести в редакции «ДиаНовостей»),
высказывайте свои мысли и суждения по любому разделу, дискутируйте,
предлагайте собственные дополнения и оценки, и мы учтем их при возможном
втором издании.
|