ДИАЛОГ
ГЛАВНОЕ – ПОЧВА ПОД НОГАМИ
Христианство и его отношения с другими религиями –
такова тема нашего очередного разговора с ректором Свято-Филаретовского
православного института, магистром богословия отцом Георгием Кочетковым.
Разные конфессии проповедуют согласие, миролюбие и высокие духовные
ценности. Почему же тогда нарастает религиозный фанатизм и мир все
больше разделяется по религиозному признаку? Насколько способствует
нынешняя религия – независимо от своей принадлежности – тому, чтобы
психика человека наполнялась здоровыми инстинктами, а не агрессией
и неприязнью?
- Отец Георгий, давайте начнем издалека: как и почему
возникло христианство?
- Первоначально ученики Иисуса из Назарета не назывались
христианами. Это произошло уже в апостольское время в большом ливанском
городе Антиохии, разрушенном потом землетрясением. А возникло христианство
самым «естественным» образом – как следствие того, что делал человек
для Бога, а Господь для него, и с тех пор это «сотрудничество» никогда
не прерывалось.
- Почему появилась потребность его обновить, поднять
на более высокую ступень?
- Вся история человечества – это стремление преодолеть
раскол между Богом и людьми, вызванный злом и грехом. Человек познавал
Господа своим сердцем и всегда верил и чувствовал, что Он есть.
Но кто Он, каков Он – тут часто начинались заблуждения. Тем не менее,
как плод устремленности людей к некоему высшему благу, рождались
разные религии. Нередко под их богами понимались или природные силы,
или что-то идеалистическое и абстрактно-умозрительное. На самом
же деле Господь наш Живой и Единый и открывался Он нам живым образом
через духовное откровение и всевозможные удивительные события.
- Одно из них то, что на Землю пришел Христос?
- Да, Сын Божий и Сын Человеческий – Единственный
и Неповторимый – стал ключевой фигурой в преодолении раскола между
Богом и человеком. Он был воплощением полноты Божьей силы и премудрости
и в то же время таким же, как и все, человеком. Хотя и Он Сам, и
те, кто находился рядом, ощущали Его особую притягательность. Поскольку
с самого зачатия Ему дано было стать вместилищем полноты Откровения
Отца Небесного.
- Наверное, это не только притягивало, но и отдаляло,
отпугивало людей? И Он был очень одинок…
- Вначале Иисус был очень счастлив. В Евангелии сказано:
«Он возрастал в премудрости и пребывал в любви у Бога и человеков».
Он поражал всех красотой, добротой, великодушием. Его все любили.
- В чем была главная задача Христа?
- Это видно из самого Его имени. Христос – греческое
слово, как и Иисус. А вообще Его звали Иешэа, что по-русски значит
«Бог спасает». Христос по-еврейски звучит как «Машиах», или Мессия
– т. е. «Помазанник Божий», Тот, на Ком пребывает вся полнота Духа,
Кто получил откровение и дар Святого Духа. В Ветхом Завете помазывали
елеем только пророков, царей и священников. Христос воплощал все
эти три служения. Принеся Себя в жертву, Он приобрел для всех людей
особую милость Божью: выкупил их из рабства злу и греху, и тем самым
– освободил.
- Жертва великая. Но она не изменила человека, он
не стал лучше, наоборот – грехов в нем из века в век все больше…
- Христос освободил человечество от духовной смерти.
Пожертвовав Собой ради других, Он тем самым приобрел то, что волнует
всех и продолжает привлекать к Нему миллионы сердец и умов. Потому
что это самый высокий акт Любви, когда один, абсолютно невинный,
идет на смерть за другого. Крест и Воскресение Христа – в этом суть
христианства и зримое свидетельство победы Жизни Божьей, распространившейся
на всех верующих.
- Почему же христианство разделилось?
- Христиане – люди, и не безгрешные. А значит, они
способны заблуждаться и терять дары, которые получают. При этом
вера их столь высока, что ее нельзя принять лишь умом, или только
как культурную и национальную традицию, как быт, форму жизни. Другие
же религии как раз часто передаются именно таким образом. Христианин
же – тот, кто питается духом Жизни Христа и находится в постоянном
с Ним внутреннем общении. Такой человек живет в любви и любовью.
Но любовь – чрезвычайно тонкая материя. А поэтому внешних гарантий
христианство никому не дает. Да, есть Символ веры, молитвы, таинства,
но все они наполняются духом и смыслом тогда, когда присутствует
главное – любовь к Богу. Нет ее, и все это становится кощунственным.
Надо понимать, что, назвав себя христианином, ты стал на самый высокий
путь, который возможен на Земле. Все остальные дороги – иудаизм,
мусульманство, буддизм, индуизм – возьмите любую духовную традицию
– это подходы к христианству. Поэтому христианину не следует враждовать
против других: все духовные тропы, в ту меру, в какую в них есть
место добру и красоте, правде и истине и любви, ведут ко Христу.
- Почему же христианство на фоне иных вероисповеданий,
активных и наступательных, выглядит столь слабым и нерешительным?
- Потому что, говоря словами Евангелия, оно стало
как «соль, потерявшая силу». Как это могло случиться? Очень просто:
люди раздвоились, утратили внутреннюю целостность. Те же, кто стоит
не на христианских позициях, скажем, мусульмане, по-своему более
целостны. Есть некая магия в том, как спокойно они относятся даже
к собственной смерти, как непоколебимо убеждены в правоте своей
веры, как неистово тянутся к Богу, милостивому и милосердному. Правда,
в них самих милосердия часто не наблюдается – в тех же ваххабитах
и экстремистах. Ислам – такая религия, которую, к сожалению, можно
толковать так или иначе. Хотя надо признать, что к жестокости, убийствам,
унижению других склонны радикалы и фундаменталисты любой религии
и конфессии, не только мусульманской, но и христианской. А когда
в человеке растет злоба, ненависть, да еще во имя Бога и чистоты
веры – это большой грех.
Посмотрите вокруг: аборты, гомосексуализм, наркомания… Эти опасности
были и прежде, но никогда они не распространялись с такой скоростью.
Почему? Потому что человек перестал воспринимать запрет на них как
заповедь Божью. Это ярко видно по нашему ТВ, фильмам, спектаклям,
по всей нашей жизни.
- У мусульман нет такой разнузданности нравов…
- Они, как протестанты или иудаисты, уважают свой
закон, боятся его нарушить. Православный же человек знает, что превыше
всего – свобода во Христе, и он примеряет ее на себя так, что нередко
его свобода превращается в хаос, грех и произвол. Но и тут он надеется,
что «Бог простит». Ведь внутреннего обеспечения, чтобы противостоять
греху, у него сегодня нет. Основная причина этого, повторяю, во
внутреннем расслоении, лицемерии, ханжестве, в том, что мы перестаем
вникать в истину и не живем познанием Христа, не пытаемся постичь
смысл происходящего и увидеть корни того, что с нами творится.
- Как Вы прокомментируете трагедию с «Норд-Остом»?
- Это наказание Божье за наше отступничество. В Евангелии
есть одно примечательное место. Христос спрашивает учеников: «Вы
слышали о Силоамской башне, которая обрушилась и задавила многих?»
«Да», - отвечают те. «А как вы думаете, разве они были грешнее других?
Нет, не были. Но если вы не покаетесь, вы все так погибнете». Так
и эти погибшие – они нисколько не были хуже других. Но то, что произошло
с ними, для всех нас символично. Люди слишком забыли о главном.
Когда они идут развлекаться, отдыхать, в этом еще нет ничего плохого,
но плохо то, когда кроме этого у многих ничего нет. А когда нет
главного, рушится и все остальное.
- А что оно – главное?
- Духовное пристанище, твердая почва под ногами.
Человек ее не обрел, но полагает, что если его хорошо развлекают,
то все нормально, если он танцует, постоянно говорит о любви, то
любовь и пришла. Ничего подобного! Поэтому прежде всего всем нужно
найти свою настоящую духовную родину – обители Отца нашего Небесного.
- Как же объяснить, что нет мира и взаимопонимания
в стане тех, кто ее обрел? Мы это наблюдаем по отношениям между
конфессиями…
- В чем-то правы одни, в чем-то другие. К Богу стремятся
все, но ведь важна не форма, а наполнение – что руководит нами при
этом. Тут люди ставят разные акценты на разные формы единого целого
и отсюда разные конфессии. Особенно это характерно для протестантизма:
баптисты приводят человека к крещению, адвентисты говорят о втором
Пришествии, пятидесятники – о сошествии Святого Духа… Католики более
говорят о Вселенской Церкви, претендуя на обладание всеобщей полнотой
истины. Православные правильно славят Бога, им принадлежат лучшие
иконы, архитектура, самая горячая молитва в храмах, самые глубокие
догматические и аскетические прозрения. Но снова напомню, что любому
из них можно пламенно славить Бога и одновременно наполняться духом
злобы, ненависти и разделения – тем, что противно любви, к которой
призвал нас Христос, объемлющей всех и вся, даже врагов. А в этом
– главный критерий полноценного, истинного христианства. К сожалению,
при его разделении каждый, оторвав себе часть от общего «пирога»,
говорит теперь, что его кусок и есть весь пирог, потому что он того
же вкуса. Но ведь кусочек истины – не вся божественная Истина.
- Как же нам научиться жить вместе?
- Никому ни с кем не надо враждовать. Когда мне,
к примеру, говорят: «Рерих – еретик!», я отвечаю: «Друзья мои! Посмотрите,
сколько людей от атеизма, голого и мрачного, встали на духовный
путь через «Живую этику», и эта дорога привела их потом ко Христу.
Так разве мы не будем благодарны тому, кто направил человека из
совершенно тупиковой ситуации на путь спасения?» Есть путь более
высокий и менее высокий, более праведный и менее праведный, как
есть и разные веры. Христианство сегодня требует возрождения, причем
во всей своей полноте, а не в той или иной своей части. Потому нам
сейчас важно не выступать против людей других взглядов, религий,
даже если они нам очень не нравятся. Мы за православие, но такое,
чтобы оно могло говорить на языке любого человека, понимать и больного,
и здорового, и молодого, и старого, и русского, и еврея, и чеченца.
Не надо никого от себя отрывать, надо воссоединять.
Христос говорит: «Кто не собирает со Мной, тот расточает». Всякое
разделение – не от Бога! Единственное разделение, которое от Бога,
- четкая граница между добром и злом, между светом и тьмой.
- А что делать, если тьма в лице ее живых представителей
подавляет, подчиняет тебя?
- Тьма не может объять свет. Когда вы встречаетесь
с духовной или иной агрессией, помолитесь за этих людей, замолвите
за них слово пред Богом, чтобы Господь исправил их и восполнил недостаточность.
Христианин имеет в себе силу никого не называть чужим. Что сказал
Христос Иуде, предавшем его: «Друг, для чего ты пришел?» Простите
тех, кто вас ограбил, унизил и предал. Мне очень близки слова одной
русской святой XIX века: «Измелитесь в жерновах смирения, да будете
Богу, как хлеб благоприятный». И смирение здесь – не «ползание на
коленях», а то, что идет от корней «мир» и «мера». Каждый из нас
должен знать свою меру, свой духовный рост и возраст и пребывать
в мире с Богом и окружающими. Христос говорит: «Я - Хлеб жизни».
И в любом человеке есть зерно, призванное вырасти для Бога, чтобы
стать хлебом жизни. Все начинается внутри нас. Как только вы совершаете
внутренний шаг, ведущий к свету, срабатывает цепная реакция, распространяющая
этот свет вокруг, и люди обретают пример для подражания. Один человек,
указывающий путь, гор, разумеется, не своротит, но если его не будет,
идущая вслед ему армия погибнет, будут гибнуть сотни и тысячи людей.
Они станут бесконечно духом, душой и телом болеть и никак не смогут
компенсироваться; у них поплывет все: мозги, здоровье, семейное
счастье, материальное положение… Потому так важно для всех умение
выбирать главное – божеский путь, пусть узкий, тернистый, но тот,
который ведет к Свету и сам в себе содержит Свет.
- Как найти этот путь тому, кто уже болеет – кому
особенно трудно?
- Больной – это человек, который страдает. Страдание
же может убивать, но может и лечить, наполнять жизнь глубоким смыслом
и силой. Это открыл и доказал нам Своим страданием Христос. Когда
ты пребываешь в духе свободы и любви, то физическая немощь не омрачит
тебя, потому что ты имеешь силу благодати, преобразующую твое существо,
зарождающую в тебе зерно, из которого вырастает хлеб жизни. И если
говорить о диабете, то люди с этим недугом, по моим наблюдениям,
очень неравнодушные. Они сопереживают другим, хотя сами склонны
к стрессам и легко возбудимы. Страдание помогает им расширить свои
горизонты. Диабет, провоцируя множество опасных ситуаций, заставляет
человека быть более ответственным и делает его духовно сильнее других.
Конечно, кто-то подавляется болезнью, но есть те, кто использует
свои внутренние ресурсы радостно и во всей полноте. Я знаю по собственному
опыту, что с диабетом можно счастливо жить и быть в жизни очень
успешным. Надо лишь не забывать о главном и не терять почву под
ногами.
Татьяна Ковалева
|