Вернуться в Diabet-News  
главная
редакция
анонс
содержание
e-mail
 

Рубрики:

ТЕМА НОМЕРА

УВАЖАЕМАЯ РЕДАКЦИЯ!

ДИАПАНОРАМА

ДИАТЕСТ

ДИАОТДЫХ

ДИАГРАНЬ

ДИААКЦИЯ

ДИАФИРМА

ДИАСАЙТ

ДИАЛОГ

ДИАКАФЕДРА

ДИАСПОРТ

ДИАКЛУБ

 
сентябрь , 2006

ДИАОТДЫХ

ЛАГЕРЬ У ФИНСКОГО ЗАЛИВА

Вот уже второй год подряд Санкт - Петербургское диабетическое общество (руководитель Марина Шипулина) выигрывает среди стран Восточной Европы грант Фонда компании "Медтроник" на реализацию лучшего проекта обучения и реабилитации в лагере для детей и подростков, больных диабетом. Минувшим летом в организации оздоровительного лагеря на побережье Финского залива, в красивейшей зоне отдыха под Питером, принял участие также Комитет по молодежной политике и связям с общественностью Администрации города.

…С погодой явно повезло — ни одного дождливого дня в августе! Вот только обидно под жарким солнышком, с легким бризом хвойного аромата, загорая на песчаном пляже или играя в мяч, не окунуться в заливе — увы, вся прибрежная полоса воды в зеленом иле. Но предаваться долгим сожалениям у ребят из Петербурга, Мурманска, Петрозаводска и Архангельской области нет времени — дни целиком заполнены "школой диабета", игровыми психологическими тренингами, спортивными занятиями, веселыми конкурсами, а по вечерам — костры на берегу, разговоры "по душам", дискотеки…

ДЕТИ СОВСЕМ ДРУГИЕ

Директор лагеря — Наталия Романова год за годом ведет психологическое консультирование в основанном Санкт-Петербургским диаобществом "Кризисном центре Диабет". Поэтому она хорошо знает своих нынешних подопечных из Питера — ребят 13-15 лет, а также кураторов-волонтеров, которые прежде тоже не раз бывали в лагере, а теперь, когда выросли, стали студентами или выпускниками вузов. Психолог по образованию, Наталия Николаевна сама уже три десятилетия живет с диабетом и считает, что людям с СД столь же необходима социально-психологическая поддержка, как и умение грамотно управлять своим заболеванием.
- Традиционный подход к детям с диабетом мало учитывает те психологические барьеры, которые неизбежно возникают при заболевании этим недугом и, вместе с тем, определяют скорость наступления компенсации, ее продолжительность, а, следовательно, возможность и тяжесть осложнений, — убеждена она. — Не секрет, что эмоциональная загруженность ребенка или подростка негативными переживаниями, неспособность регулировать свое самочувствие приводят его к частой госпитализации, нередко в тяжелом состоянии, что способствует еще большему снижению его адаптивных возможностей.
В этом свете, заключает Наталия Николаевна, наш оздоровительный лагерь, включая в себя программу управления диабетом и психологической поддержки, создает идеальные условия для получения необходимых знаний и навыков. Недаром, как признают родители, дети после лагеря становятся совсем другие, чем до него. Они обретают не только самостоятельность, но и уверенность в жизни, а это очень важно…
"Школу диабета" в лагере ведут "на равных" четыре врача из разных регионов, подкрепляя и дополняя друг друга на занятиях. Вот как они оценивают результаты этой работы.
Татьяна Гришина, главный детский эндокринолог Карелии:
- Конечно, одно дело — доносить знания ученикам в классе, другое — в реальной жизни. Дети учатся здесь принимать самостоятельные решения, например, питаться в более свободном режиме; они раскрепощаются. В общении же со сверстниками повышается их самооценка. Очень важно сохранить такую мотивацию и в дальнейшем.
Татьяна Воскресенская, г. Котлас Архангельской области:
- Конечно, базовый уровень знаний у всех детей разный, поэтому, помимо групповых занятий, мы проводим и индивидуальные, подробно разбираем дневники самоконтроля. Всё, что ребята изучают в плане управления диабетом, сразу проверяется на практике: почему произошло отклонение "сахаров" в сторону гипо- или гипергликемии, как считать хлебные единицы, как рассчитывать дозы инсулина и т.д. И мы, врачи, тоже учимся сами.
Алла Чурлик, Мурманск:
- У нас в области нет своих диалагерей, и мы уже второй раз вывозим сюда наших детей. К тому же в мурманских "школах диабета", как правило, нет психологов. Вот почему для нас очень ценен питерский опыт в целом и то внимание, которое уделяется здесь психологической адаптации ребят.
Александр Подгребельный (ЭНЦ РАМН), Москва:
- Считаю, что большинство наших подростков прекрасно "вписываются" в процесс обучения и мотивации: несмотря на сложный режим, в том числе питания, они имеют в течение дня приличные "сахара". Что же касается происходящих иногда "гипо", то, наверное, это тот необходимый опыт, который позволяет пациенту понять, что он сделал не так, чтобы в будущем избежать ошибок. Поэтому гипогликемии под наблюдением врачей в лагере не страшны, тем более, что не носят тяжелого характера.
И еще одно мое наблюдение. Как врач, который сам перевел немало пациентов на помповую терапию, прихожу к заключению: дети, использующие инсулиновые помпы, имеют здесь, в лагере, лучшие "сахара", чем их сверстники на инъекциях. Они хорошо обучены, полностью владеют основами помповой инсулинотерапии и результативнее справляются с любыми нестандартными ситуациями.

"ПОМПА — МОЙ ДРУГ"

А что думают сами дети об инсулиновых помпах? Об этом мы беседуем с тремя юными питерцами, имеющими различный стаж их использования.
- На помпе я недавно, — говорит 13-летняя Настя Панова. — Случилось так, что я попала в больницу с кетоацидозом; у меня был отек почек, увеличена печень, плохое самочувствие. Сейчас многое изменилось в лучшую сторону, а главное — на помпе мои "сахара" стали спокойнее, показатели стабильнее. Да и легче мне с ней, чем на уколах. Из-за школьной загрузки, занятий хореографией и музыкой я не могу по расписанию есть, помпа позволяет иметь гибкий график питания. Захотелось мне, например, тотчас съесть грушу (в ней 2ХЕ), ввожу инсулиновую дозу — 4 МЕ, нажимаю кнопку — и готово! Когда я хожу в бассейн, аппарат могу снять — на два часа, если плаваю с нагрузкой, и на час — без нагрузки. Юбки я ношу редко, обычно брюки, а потому помпа, которую я креплю к ноге, вообще не видна окружающим…
- У меня диабет был обнаружен полтора года назад, год я провела на уколах и уже полгода на помпе, — рассказывает 14-летняя Саша Фанасюткина. — И помпа сразу стала моим другом — теперь, в отличие от прошлых времен, и гликированный гемоглобин, и утренние "сахара" приближаются у меня к норме. Про удобство я и не говорю. Раньше, когда наш класс ездил на экскурсии по Золотому кольцу, в Кострому, Москву, приходилось прятаться по туалетам, чтобы сделать себе укол, а сейчас я открыто работаю со своим прибором. Ребята, правда, пристают: "Что у тебя — пейджер, плеер?" А я, улыбаясь, отвечаю: "У девушки должна быть своя загадка…"
- В летнем лагере я уже в пятый раз — был в Эстонии, в Екатеринбурге и три раза под Питером, — загибает пальцы 16-летний Володя Шабовта. — Помпе моей пошел второй год, а кажется, что она всегда была со мной. Ценю ее за то, что считаешь на ней до десятой единицы инсулина, редко "гипуешь", и то лишь по своей вине, удобно заниматься спортом, вот только я упрочил бы ее корпус и катетер — знаете, мало ли что бывает на активном отдыхе, когда, например, ведешь мяч… Но и на помпе не надо забывать о регулярных измерениях уровня сахара. Всё хорошо, вот только в последнее время в Петербурге обострилось положение с обеспечением инсулинами, медикаментами, тест-полосками. Моя бабушка, например, 6 часов стояла в очереди в аптеке, чтобы получить инсулин, а тест-полоски уже полгода мы вообще закупаем на собственные средства.
… Конечно, отрадно, что инсулиновые помпы, о которых еще несколько лет назад, пожалуй, и не слыхали в России, становятся все более доступными для наших пациентов. И что еще более поразительно, так это то, что дети и подростки, даже те, кто не имеет помпы, оказывается, прекрасно осведомлены о ее преимуществах, режимах работы и даже последних моделях. Это прекрасно продемонстрировали устроенные в лагере специальная игра и викторина по помпе.
Две команды представляли на сцене разработанные ими аргументы "за" и "против" использования инсулиновых помп. И, надо сказать, что надуманные контрдоводы (типа: возможные затруднения при спортивном образе жизни, трудности с ее постановкой, нежелательная аллергия при эксплуатации) были наголову разбиты сторонниками инсулиновых дозаторов. Последние, правда, признали, что "единственная проблема — это их ценовая труднодоступность", но и тут решили, что со временем эта проблема будет "сглаживаться".
Прокомментировав вслед за ребятами "помповый поединок", доктор Подгребельный указал на правомерность существования как инъекционного метода инсулинотерапии, так и непрерывного подкожного введения инсулина с помощью помпы, подчеркнув главное неоспоримое достоинство помпы: на ней нет фактора неопределенности с продленным инсулином — мы всегда точно знаем, сколько введено инсулина и как это подействует. Прибывшая в лагерь руководитель направления "Диабет" компании "Медтроник" Нана Табидзе со своей командой признали высокую степень знаний у всех ребят и одарили их фирменными рюкзачками и другими подарками.

"ХОЧУ БЫТЬ АНГЕЛОМ ООН…"

Подобно тому, как на прошедшем недавно в Петербурге саммите Большой восьмерки ребята участвовали в обсуждении важнейших проблем современности, так и обитатели лагеря у Финского залива решили присоединиться к международной кампании за принятие резолюции ООН по диабету. В течение целого дня они рисовали свои проекты эмблем этой кампании, писали тезисы для письма-обращения к Организации Объединенных Наций, отвечали на анкеты, разработанные руководителями лагеря (читайте их обзор в этом номере на стр.6).
А вечером все ребята отправились к костру, чтобы обсудить эту животрепещущую тему и принять коллективное обращение. Среди них, в тихой задумчивости, шла по лесной тропинке 13-летняя девочка из Петербурга Юля Гахраманова, за спиной у нее проглядывали прозрачные крылышки. На наш вопрос, что означает столь необычное дополнение к ее платью, она серьезно ответила: "Хочу быть Ангелом ООН, чтобы спасать всех людей с диабетом!"
По мнению девочки, государство должно бесплатно обеспечивать людей с диабетом всем необходимым, включая инсулиновые помпы ("Я так хочу помпу, — призналась Юля, — но папа пока не может ее мне купить!")…
А вот 18-летний Кирилл Синицын, куратор и студент Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, назвал, по крайней мере, три актуальные проблемы, которые требуют государственной поддержки: это бесперебойное снабжение инсулинами и другими необходимыми медикаментами, развитие и доступность новых дорогостоящих технологий в лечении СД и пересмотр отношения общества к инвалидам. Надо не только принять резолюцию ООН, добавил он, но и обязать правительства ее выполнять!
- Можно ли надеяться, что такая резолюция нам поможет? — спросил кто-то у костра, вздымавшего языки пламени к темнеющему небу.
- Надо не надеяться, — прозвучал быстрый ответ мальчика с помпой, — нужно действовать!

Ольга Трофимова, спецкор "ДН"
Санкт-Петербург — Москва


[печатать] [наверх]
Дизайн-студия "Арт-Бизнес-Центр"

© ЗАО "Арт-Бизнес-Центр" 2000-06. Все права защищены. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Диабет-Новости™, ДиаМир™, ДиаНовости™, Арт-Бизнес-Центр™ - зарегистрированные торговые марки.