ДИАГРАНЬ
Психологические аспекты СД
«РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ» В МДА
Если, по определению древних мудрецов, душа взрослого
человека – улей неисчислимых забот, то душа ребенка или подростка,
несущего к тому же столь тяжкий крест, как коварный диабет, требует
забот во сто крат более. Эти заботы должны исходить от его домашних
и близких, от учителей и врачей и, конечно, от него самого, чему,
как и всякой науке, нужно учиться.
И еще – от того верного друга и неизменного помощника,
который добровольно берет на себя такие нелегкие функции, - от общественного
объединения людей с диабетом. Именно так и действует Московская
диабетическая ассоциация (МДА) во главе с ее президентом – Эльвирой
Густовой, решив сделать психологическую поддержку своих членов постоянным
приоритетом в ее деятельности (см. «ДН» №1-2003).
По следам анкеты …
В одну из январских суббот на Донской, 7, где размещается штаб-квартира
МДА, состоялось родительское собрание.
Пришли мамы, папы, бабушки тех детей, которые принимали участие
в «психологической анкете» ассоциации, стартовавшей во Всемирный
день диабета. В той анкете, напомним, выяснялось мнение самих людей
с СД – и больших и маленьких – о том, нужна ли им психологическая
помощь, пользуются ли они ею. И хотя обнаружилось: респонденты в
основном считают, что это для них не самое необходимое, в будущем
они все же рассчитывают на нее.
Итак, вначале решено было заняться подрастающим поколением, и
вот психолог Марина Михалева ведет то самое собрание. Она полна
самых радужных планов: создать подростковую группу (от 11 до 15
лет), группу детей младшего возраста и наконец, «группу поддержки»
- для родителей.
Несмотря на молодость, за плечами у Марины достаточный опыт работы
с ребятами школьного возраста. «Трудно описать свои чувства, - говорит
она, - когда слышишь на родительских собраниях такие отзывы в свой
адрес: «Расскажите, пожалуйста, что вы делаете с нашими детьми?
Мы их не узнаем, они стали другими – общительными, внимательными,
понимающими!»
Особых секретов здесь нет, замечает Марина, просто общение сверстников
в группе, определенно, приносит больше плодов, чем индивидуальная
работа психолога. Что касается детей с диабетом, то каждый из них,
общаясь с такими же, как он, очевидно, быстрее и легче адаптируется
к проблеме диабета в целом, «раскрепощает» свое сознание, приобретает
самостоятельность, развивает свои способности и увлечения.
На этом первом родительском собрании каждому была предоставлена
возможность откровенно высказаться, что накипело на душе, и сообща
посмотреть - что же больше всего волнует родителей в отношениях
их ребенка с семьей, школой, своим окружением.
И вот что выборочно получилось.
Пять историй из зала и комментарии к ним
Рассказ бабушки, имеющей двух внуков с диабетом (двоюродные
братья, живут в разных семьях) – В. 13 лет и С. 16 лет - и постоянно
проживающей с последним.
У С. стаж болезни – шесть лет; вначале все было замечательно:
был открыт и приветлив, слушался старших, выполнял все предписания
врача, ходил в «школу диабета»; к 15 годам уровень сахара крови
начал у него резко колебаться, одновременно стал меняться и характер,
он замкнулся, отгородился от нас, увлечений никаких, все ему лень,
сейчас просто неуправляем – не хочет колоть инсулин, дважды его
записывали к врачу – не пошел. Как воздействовать на него, как затащить
к врачу? Если ругать его – так, может, еще хуже будет?
А вот В. – полная противоположность брату: все четко и с большой
охотой делает сам - регулярно проверяет уровень сахара, подсчитывает
калории, читает о диабете; после того, как побывал в Республиканской
детской клинической больнице у доктора Волкова, мечтает, как тот,
стать эндокринологом. С братом, к сожалению, видится редко и повлиять
на него не может.
Не стоит отчаиваться в отношении С. – единодушное мнение Марины
и других родителей, живо реагирующих по ходу рассказа бабушки своими
репликами. Он вступил в «критический», так называемый пубертатный
период, когда изменения в гормональной системе вызывают и изменения
в его поведении, выливаясь в протесты, раздражительность, обиды;
но именно в это время вырабатывается способность подростка самостоятельно
принимать решения; он взрослеет, и его близкие должны с пониманием
и тактом относиться к нему . И еще: сейчас у него формируется стиль
общения со своими сверстниками, и в этом плане общение в группе
– определяющая для него ценность.
Рассказ мамы 13-летней А., страдающей типом сахарного
диабета, который связан с одним из генетических синдромов и предрасполагает
к ожирению.
Когда полтора года назад А. была диагностирована болезнь (высокие
«сахара» держались-то много лет!), ее поместили в Морозовскую больницу,
где она похудела на десять килограммов. Но ведь понимаете, что такое
для девочки – лишний вес! Как удержать ее теперь от сладкого? А
главное – стал портиться характер: постоянно ссорится с родными,
бывают и гневные вспышки («я так хочу!»); уроки делает с напряжением,
в этом году перешли на индивидуальное обучение, стало полегче; друзей
у нее, к сожалению, нет; любит плести бисер, и хорошо получается
(в ответ на вопрос из зала: «чем увлекается?»).
Всё обсуждается, всё решается – главный смысл общей дискуссии
по этому случаю. И насчет сладкого («а вы видели книжку Ахманова
«Сладкие блюда без сахара»?), и насчет общения – для того и формируем
группу при МДА, и насчет бисера – будет чем удивить будущих подружек!
Что же касается характера - психологическая поддержка как раз его
и корректирует…
Рассказ мамы двух 13-летних близнецов – С. с СД 1
типа и Г. (без него)
В начале минувшей осени мы стали замечать, что С. стал сильно
худеть, уставать, у него появилась необъяснимая жажда, а в октябре
ему диагностировали диабет. Сын поначалу очень переживал, даже ожесточился:
почему это случилось именно с ним? Мы решили противопоставить такому
злу все свои объединенные силы, я ушла с работы, целиком посвятив
себя заботе о близнецах, в первую очередь, конечно, о С. Сейчас
он уже втянулся в новый режим, мы вместе подсчитываем инсулиновые
дозы, взвешиваем продукты, чтобы определить ХЕ, ездим в бассейн.
Наверстал С. и упущенное в занятиях – с помощью Г., они учатся в
лицее в одном классе. Да и настроение у него теперь иное…
В самом деле, как важно помочь ребенку еще на первых порах свыкнуться
со свалившейся на него бедой, - единодушно решают Марина и все остальные
участники собрания. Он должен знать: какая бы ни случилась в жизни
ситуация, он всегда имеет в своей семье надежный тыл. Но и родителям
следует помнить: не «замыкайтесь» на проблеме диабета, в семье много
и другого, требующего вашего внимания.
Есть и еще одна серьезная проблема, отмечает Марина. Будучи на
занятиях в школе диабета, она поняла, что детям порой легче воспринимать
информацию и адаптироваться к новым условиям, чем их родителям.
Так что делайте выводы…
Рассказ папы 6-летней Н., имеющей стаж диабета три
года
Сейчас у нас достаточно сложный период – подготовка дочери к школе.
Хотя она особых успехов не делает, развивается хорошо; мама водит
ее в кружок рисования, секцию гимнастики, детский хор; я научил
ее играть в шахматы. Вроде бы все неплохо, но есть две проблемы:
все чаще у дочери проявляется раздражительность, особенно когда
что-то не получается, и никак не отвыкнет она сосать палец (оживление
среди родителей: «может, неправильный прикус?», «а не пробовали,
как в старину, мазать палец горчицей?»)… Пока девочка не понимает,
что она из-за своего диабета отличается от сверстников, мы же в
семьях, где нет детей с СД, ничего об этом не говорим.
Наверное, как считают присутствующие, лучше не умалчивать о болезни
ребенка и не стараться, чтобы он сам скрывал это, - иначе тот будет
стесняться своего состояния, тем более, что скоро его ждет школа
– достаточно суровое испытание.
Марина успокаивает отца Н.: маленькой девочке трудно быть усидчивой,
всюду успевать, понятна ее реакция; важно не перегрузить ребенка,
не вызвать перенапряжения его сил. Неясное сознание непохожести
на других зачастую приводит у детей младшего возраста к вырабатыванию
компенсаторных форм поведения. А насчет пальчика – надо посоветоваться
с врачом.
Рассказ мамы 12-летнего М., который научился хитрить
и даже шантажировать
М. был всегда послушным ребенком, в последнее же время стал лукавить
и даже шантажировать. Например, придет из школы, введет себе инсулин
и заявляет нам: «Есть не буду, пока не разрешите посидеть за компьютером»
(реплика из зала: «вы вначале дайте ему обед, а уж потом Хумалог!»).
Так ведь у нас не Хумалог, требующий мотивированного пациента! Или
еще: попрошу М. посуду мыть, он отказывается: как же, мол, когда
я пальцы колю. И опять – за свой компьютер. Купили ему специальные
перчатки для воды, он и тут хитрость какую-то придумал, лишь бы
отлынивать. Да посуда ладно – а вот упрямством своим он может нанести
прямой вред здоровью!
Естественно, ограждать мальчика от семейных обязанностей не надо
(иначе ему трудно будет в будущем), а вот проявлять терпение и настойчивость
в мягкой форме с тем, чтобы тот соблюдал режим инсулинотерапии и
питания, - необходимо. Возможно, считает Марина, такое демонстративное
поведение – лишь способ привлечь внимание родителей, средство давления
на них. Стоит разобраться, в чем же конкретно подросток испытывает
дискомфорт, и скорректировать его поведение, чтобы и сохранить его
здоровье, и не сломать его стремление к независимости. Конечно,
в каждом отдельном случае нужен индивидуальный подход.
В группе подростков
Родителей интересует, как предполагается строить программу в подростковой
группе. Собственно, таких программ несколько. Первая – это техника
общения, что в целом очень важно для человека, который готовится
вступить во «взрослую» жизнь, когда нужно будет уметь отстаивать
не только свои, но и групповые интересы, «болеть» общим делом. Здесь
в различных игровых ситуациях подростка научат умению слушать, завязывать
первые контакты, различной технике общения, публичному выступлению
и т.д.
Психология личности – также весьма актуальная программа: это и
особенности характера, и отношение к окружающим и к себе, и рекомендации,
как вести себя в семейных и жизненных ситуациях, и межличностные
отношения, включая дружбу и первую любовь, и вопросы лидерства в
группе. А коммуникативная программа развивает эмоциональный мир
подростка и его умение управлять своими эмоциями.
Подростковый возраст – тот период, когда ребенок начинает считать,
что уже имеет «права взрослого», но не признает его обязанностей.
Отсюда – неизбежные конфликты дома, в школе, в кругу сверстников.
Как разрешить их и корректировать свое поведение, научит программа
«конфликтология».
Наконец, программа «личность и судьба» ориентирована на формирование
у юношей и девушек целостного представления о жизни, умения находить
выходы из стрессовых ситуаций; она поможет составить планы на будущее,
включая выбор профессии.
А теперь скажите: какие родители могли бы голосовать против того,
чтобы их дети стали полноценными личностями, подготовленными к жизни
в наше непростое время?
… Когда собрание подходило к концу, произошло маленькое, но весьма
примечательное событие. Откуда-то сбоку к столу Марины Михалевой
подошла сидевшая до того неприметно девочка и решительно потребовала
записать ее в подростковую группу. «Это моя дочь, - сказала, опустив
глаза, одна из мам (приглашали-то в общем одних родителей!). – Помните,
я рассказывала: она любит плести бисер, но у нее пока нет друзей…»
Ольга Трофимова |