Вернуться в Diabet-News  
главная
редакция
анонс
содержание
e-mail
 

Рубрики:

ТЕМА НОМЕРА

Скоро апрель, значит, - снова диавыставка!

ДИАФОРУМ

"Кардиология-2003"

ДИАПАЗОН

Портреты президентов
Где "живет" глюкоза

ДИАФАРМА

Лантус - мнение исследователя

ДИАСМАК

Рецепты

ДИАКЛАСС

Что нужно для успеха

ДИАПАНОРАМА

Можно ли обойтись без простуд?
Новое о бадах
Рекомендации от ADA
ДиаТест

ДИАТУР

Русский экстрим на шведской земле
Как судился 15-летний англичанин...
Что такое счастье

ДИАГРАНЬ

Психологические аспекты СД

ДИАКЛУБ

Уголок влюбленных
Девушка с айта "NAROD"
Спорные заметки везучего человека

ДИАМАМА

Карина и Владимир Максимович
Впервые в Долгопрудном

ЮВЕНИЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ

ДиаЭкстрим
Блиц-инфо
Виртуальный калькулятор
Объявы
Вопросы от матросов
Фонд взаимопомощи
 
февраль, 2003

ДИАГРАНЬ

Психологические аспекты СД
«РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ» В МДА

Если, по определению древних мудрецов, душа взрослого человека – улей неисчислимых забот, то душа ребенка или подростка, несущего к тому же столь тяжкий крест, как коварный диабет, требует забот во сто крат более. Эти заботы должны исходить от его домашних и близких, от учителей и врачей и, конечно, от него самого, чему, как и всякой науке, нужно учиться.

И еще – от того верного друга и неизменного помощника, который добровольно берет на себя такие нелегкие функции, - от общественного объединения людей с диабетом. Именно так и действует Московская диабетическая ассоциация (МДА) во главе с ее президентом – Эльвирой Густовой, решив сделать психологическую поддержку своих членов постоянным приоритетом в ее деятельности (см. «ДН» №1-2003).

По следам анкеты …

В одну из январских суббот на Донской, 7, где размещается штаб-квартира МДА, состоялось родительское собрание.

Пришли мамы, папы, бабушки тех детей, которые принимали участие в «психологической анкете» ассоциации, стартовавшей во Всемирный день диабета. В той анкете, напомним, выяснялось мнение самих людей с СД – и больших и маленьких – о том, нужна ли им психологическая помощь, пользуются ли они ею. И хотя обнаружилось: респонденты в основном считают, что это для них не самое необходимое, в будущем они все же рассчитывают на нее.

Итак, вначале решено было заняться подрастающим поколением, и вот психолог Марина Михалева ведет то самое собрание. Она полна самых радужных планов: создать подростковую группу (от 11 до 15 лет), группу детей младшего возраста и наконец, «группу поддержки» - для родителей.

Несмотря на молодость, за плечами у Марины достаточный опыт работы с ребятами школьного возраста. «Трудно описать свои чувства, - говорит она, - когда слышишь на родительских собраниях такие отзывы в свой адрес: «Расскажите, пожалуйста, что вы делаете с нашими детьми? Мы их не узнаем, они стали другими – общительными, внимательными, понимающими!»

Особых секретов здесь нет, замечает Марина, просто общение сверстников в группе, определенно, приносит больше плодов, чем индивидуальная работа психолога. Что касается детей с диабетом, то каждый из них, общаясь с такими же, как он, очевидно, быстрее и легче адаптируется к проблеме диабета в целом, «раскрепощает» свое сознание, приобретает самостоятельность, развивает свои способности и увлечения.

На этом первом родительском собрании каждому была предоставлена возможность откровенно высказаться, что накипело на душе, и сообща посмотреть - что же больше всего волнует родителей в отношениях их ребенка с семьей, школой, своим окружением.

И вот что выборочно получилось.

Пять историй из зала и комментарии к ним

Рассказ бабушки, имеющей двух внуков с диабетом (двоюродные братья, живут в разных семьях) – В. 13 лет и С. 16 лет - и постоянно проживающей с последним.

У С. стаж болезни – шесть лет; вначале все было замечательно: был открыт и приветлив, слушался старших, выполнял все предписания врача, ходил в «школу диабета»; к 15 годам уровень сахара крови начал у него резко колебаться, одновременно стал меняться и характер, он замкнулся, отгородился от нас, увлечений никаких, все ему лень, сейчас просто неуправляем – не хочет колоть инсулин, дважды его записывали к врачу – не пошел. Как воздействовать на него, как затащить к врачу? Если ругать его – так, может, еще хуже будет?

А вот В. – полная противоположность брату: все четко и с большой охотой делает сам - регулярно проверяет уровень сахара, подсчитывает калории, читает о диабете; после того, как побывал в Республиканской детской клинической больнице у доктора Волкова, мечтает, как тот, стать эндокринологом. С братом, к сожалению, видится редко и повлиять на него не может.

Не стоит отчаиваться в отношении С. – единодушное мнение Марины и других родителей, живо реагирующих по ходу рассказа бабушки своими репликами. Он вступил в «критический», так называемый пубертатный период, когда изменения в гормональной системе вызывают и изменения в его поведении, выливаясь в протесты, раздражительность, обиды; но именно в это время вырабатывается способность подростка самостоятельно принимать решения; он взрослеет, и его близкие должны с пониманием и тактом относиться к нему . И еще: сейчас у него формируется стиль общения со своими сверстниками, и в этом плане общение в группе – определяющая для него ценность.

Рассказ мамы 13-летней А., страдающей типом сахарного диабета, который связан с одним из генетических синдромов и предрасполагает к ожирению.

Когда полтора года назад А. была диагностирована болезнь (высокие «сахара» держались-то много лет!), ее поместили в Морозовскую больницу, где она похудела на десять килограммов. Но ведь понимаете, что такое для девочки – лишний вес! Как удержать ее теперь от сладкого? А главное – стал портиться характер: постоянно ссорится с родными, бывают и гневные вспышки («я так хочу!»); уроки делает с напряжением, в этом году перешли на индивидуальное обучение, стало полегче; друзей у нее, к сожалению, нет; любит плести бисер, и хорошо получается (в ответ на вопрос из зала: «чем увлекается?»).

Всё обсуждается, всё решается – главный смысл общей дискуссии по этому случаю. И насчет сладкого («а вы видели книжку Ахманова «Сладкие блюда без сахара»?), и насчет общения – для того и формируем группу при МДА, и насчет бисера – будет чем удивить будущих подружек! Что же касается характера - психологическая поддержка как раз его и корректирует…

Рассказ мамы двух 13-летних близнецов – С. с СД 1 типа и Г. (без него)

В начале минувшей осени мы стали замечать, что С. стал сильно худеть, уставать, у него появилась необъяснимая жажда, а в октябре ему диагностировали диабет. Сын поначалу очень переживал, даже ожесточился: почему это случилось именно с ним? Мы решили противопоставить такому злу все свои объединенные силы, я ушла с работы, целиком посвятив себя заботе о близнецах, в первую очередь, конечно, о С. Сейчас он уже втянулся в новый режим, мы вместе подсчитываем инсулиновые дозы, взвешиваем продукты, чтобы определить ХЕ, ездим в бассейн. Наверстал С. и упущенное в занятиях – с помощью Г., они учатся в лицее в одном классе. Да и настроение у него теперь иное…

В самом деле, как важно помочь ребенку еще на первых порах свыкнуться со свалившейся на него бедой, - единодушно решают Марина и все остальные участники собрания. Он должен знать: какая бы ни случилась в жизни ситуация, он всегда имеет в своей семье надежный тыл. Но и родителям следует помнить: не «замыкайтесь» на проблеме диабета, в семье много и другого, требующего вашего внимания.

Есть и еще одна серьезная проблема, отмечает Марина. Будучи на занятиях в школе диабета, она поняла, что детям порой легче воспринимать информацию и адаптироваться к новым условиям, чем их родителям. Так что делайте выводы…

Рассказ папы 6-летней Н., имеющей стаж диабета три года

Сейчас у нас достаточно сложный период – подготовка дочери к школе. Хотя она особых успехов не делает, развивается хорошо; мама водит ее в кружок рисования, секцию гимнастики, детский хор; я научил ее играть в шахматы. Вроде бы все неплохо, но есть две проблемы: все чаще у дочери проявляется раздражительность, особенно когда что-то не получается, и никак не отвыкнет она сосать палец (оживление среди родителей: «может, неправильный прикус?», «а не пробовали, как в старину, мазать палец горчицей?»)… Пока девочка не понимает, что она из-за своего диабета отличается от сверстников, мы же в семьях, где нет детей с СД, ничего об этом не говорим.

Наверное, как считают присутствующие, лучше не умалчивать о болезни ребенка и не стараться, чтобы он сам скрывал это, - иначе тот будет стесняться своего состояния, тем более, что скоро его ждет школа – достаточно суровое испытание.

Марина успокаивает отца Н.: маленькой девочке трудно быть усидчивой, всюду успевать, понятна ее реакция; важно не перегрузить ребенка, не вызвать перенапряжения его сил. Неясное сознание непохожести на других зачастую приводит у детей младшего возраста к вырабатыванию компенсаторных форм поведения. А насчет пальчика – надо посоветоваться с врачом.

Рассказ мамы 12-летнего М., который научился хитрить и даже шантажировать

М. был всегда послушным ребенком, в последнее же время стал лукавить и даже шантажировать. Например, придет из школы, введет себе инсулин и заявляет нам: «Есть не буду, пока не разрешите посидеть за компьютером» (реплика из зала: «вы вначале дайте ему обед, а уж потом Хумалог!»). Так ведь у нас не Хумалог, требующий мотивированного пациента! Или еще: попрошу М. посуду мыть, он отказывается: как же, мол, когда я пальцы колю. И опять – за свой компьютер. Купили ему специальные перчатки для воды, он и тут хитрость какую-то придумал, лишь бы отлынивать. Да посуда ладно – а вот упрямством своим он может нанести прямой вред здоровью!

Естественно, ограждать мальчика от семейных обязанностей не надо (иначе ему трудно будет в будущем), а вот проявлять терпение и настойчивость в мягкой форме с тем, чтобы тот соблюдал режим инсулинотерапии и питания, - необходимо. Возможно, считает Марина, такое демонстративное поведение – лишь способ привлечь внимание родителей, средство давления на них. Стоит разобраться, в чем же конкретно подросток испытывает дискомфорт, и скорректировать его поведение, чтобы и сохранить его здоровье, и не сломать его стремление к независимости. Конечно, в каждом отдельном случае нужен индивидуальный подход.

В группе подростков

Родителей интересует, как предполагается строить программу в подростковой группе. Собственно, таких программ несколько. Первая – это техника общения, что в целом очень важно для человека, который готовится вступить во «взрослую» жизнь, когда нужно будет уметь отстаивать не только свои, но и групповые интересы, «болеть» общим делом. Здесь в различных игровых ситуациях подростка научат умению слушать, завязывать первые контакты, различной технике общения, публичному выступлению и т.д.

Психология личности – также весьма актуальная программа: это и особенности характера, и отношение к окружающим и к себе, и рекомендации, как вести себя в семейных и жизненных ситуациях, и межличностные отношения, включая дружбу и первую любовь, и вопросы лидерства в группе. А коммуникативная программа развивает эмоциональный мир подростка и его умение управлять своими эмоциями.

Подростковый возраст – тот период, когда ребенок начинает считать, что уже имеет «права взрослого», но не признает его обязанностей. Отсюда – неизбежные конфликты дома, в школе, в кругу сверстников. Как разрешить их и корректировать свое поведение, научит программа «конфликтология».

Наконец, программа «личность и судьба» ориентирована на формирование у юношей и девушек целостного представления о жизни, умения находить выходы из стрессовых ситуаций; она поможет составить планы на будущее, включая выбор профессии.

А теперь скажите: какие родители могли бы голосовать против того, чтобы их дети стали полноценными личностями, подготовленными к жизни в наше непростое время?

… Когда собрание подходило к концу, произошло маленькое, но весьма примечательное событие. Откуда-то сбоку к столу Марины Михалевой подошла сидевшая до того неприметно девочка и решительно потребовала записать ее в подростковую группу. «Это моя дочь, - сказала, опустив глаза, одна из мам (приглашали-то в общем одних родителей!). – Помните, я рассказывала: она любит плести бисер, но у нее пока нет друзей…»

Ольга Трофимова

[печатать] [наверх]
Дизайн-студия "Арт-Бизнес-Центр"

© ЗАО "Арт-Бизнес-Центр" 2000-03. Все права защищены. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Диабет-Новости™, ДиаМир™, ДиаНовости™, Арт-Бизнес-Центр™ - зарегистрированные торговые марки.